ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ совокупность
систематизированных знаний и практич. навыков, позволяющих решать теоретич.
и практич. задачи по профилю подготовки, используя и творчески развивая
совр. достижения науки, техники и культуры. Под термином "В. о." понимается
также подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики,
науки, техники и культуры в различного типа высших школах, в к-рые
принимаются лица, успешно окончившие средние общеобразовательные школы
или
средние специальные учебные заведения. (Об истории развития высшей
школы, её типах, структуре, организации и формах уч. процесса см. в ст.
Высшие учебные заведения.)


В странах Древнего Востока (Китай, Египет,
Вавилон, Ассирия и др.) за много тыс. лет до н. э. возникли школы разных
уровней; в школах высшей ступени молодежь изучала произведения философов
и поэтов, включая нек-рые сведения о законах природы, небесных светилах,
минералах, растениях, животных и др. Философы Др. Греции уделяли много
внимания разработке систем образования молодёжи, предусматривая в них и
высшую ступень образования. Платон (428-348 до н. э.) в предлагаемой
им трёхступенчатой системе образования для аристократич. молодёжи выделял
высшую - третью - для незначит. части юношей, проявивших способности к
отвлечённому мышлению, к изучению предметов не в их прикладном значении,
а в филос.-теоретич. плане (напр., астрономию не для целей мооеплавания,
а для размышления о бесконечности Вселенной). Окончившие эту ступень (в
возрасте 30 лет) и проявившие исключительное дарование в философии продолжали
своё образование до 35 лет и готовились стать правителями гос-ва. Аристотель
(384-322
до н. э.) считал, что развитие у каждого человека его природных способностей
осуществляется воспитанием (физ., нравств. и умств. в их единстве) в три
ступени, из к-рых последняя - школа высшего уровня. В эпоху эллинизма в
Александрии (3 в. до н. э.-5 в. н. э.) стали создаваться школы повышенного
типа, в к-рых в связи с дифференциацией науки философия, филология, медицина,
математика изучались раздельно.


Разделение образования на ступени сохранилось
до наших дней. По мере развития науки, техники и культуры изменялось их
наименование, появились промежуточные ступени, расширялось содержание и
непрерывно повышался науч. уровень образования на каждой ступени. Однако
представление о В. о. в совр. понимании стало складываться лишь в средние
века. В 11-12 вв. появились светские высшие школы, в к-рых обучение и науч.
работа органически связывались в единый уч. процесс и в основу обучения
были положены не только теоретич. исследования, но и наблюдения, опыт,
эксперимент (первая светская мед. школа в Италик - Салерно, 11 в.).
В 12-13 вв. в различных странах Европы (Италия, Испания, Франция, Англия)
стали возникать университеты, в 1348 в Праге был учреждён первый
славянский ун-т. Средневековые ун-ты состояли из богословского, мед., юридич.
ф-тов со сроком обучения 5-6 лет.


В становлении образования на терр. СССР
(в совр. границах) на высшем для своего времени уровне большую роль сыграли
груз, колхидская Высшая риторическая школа (4 в.), а также академии, созданные
в 11-12 вв. (Гелати, Икалто и др.). Гелатская академия (вблизи Кутаиси)
стала центром и светского образования - в ней преподавались арифметика,
геометрия, астрономия, философия, грамматика, риторика, музыка. Кроме того,
в груз, академиях изучались история Грузии и соседних гос-в, медицина,
юриспруденция, естествознание, греч. и араб языки.


В 1632 открылось первое русско-укр. высшее
уч. заведение - Киево-Могилянская академия, в к-рой изучались слав., лат.
и греч. языки, "сель свободных искусства (грамматика, риторика,
диалектика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка) и богословие. В
1687 в Москве была организована Славяно-греко1атинская академия, к-рую
окончили Л. Ф. Магницкий, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов.


Средневековое В. о. было подчинено схоластике
и в значит, степени преследовало цель обоснования богословских догм и пропаганды
религии. Освобождению В. о. от влияния церкви, от схоластики способствовали
крупные науч. открытия эпохи Возрождения (14 в., раннее Возрождение
в Италии,-16 в.) в области математики, механики, астрономии (Леонардо да
Винчи, Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей, Р. Декарт, И. Ньютон, Г. Лейбниц),
а также успехи в области медицины. Резкой критике была подвергнута школа
схоластики англ, философом Ф. Бэконом.


Педагоги и писатели-гуманисты - Витторшго
да Фельтре, Эразм Роттердамский, Л. Вивес, Ф. Рабле, М. Монтень - выступали
против монополизации католич. духовенством воспитания и обучения, против
схоластич. образования и предложили новые методы обучения, основанные на
принципах развития у молодёжи самостоят, мышления, памяти, навыков, осмысленного
изучения законов природы. Одновременно продолжалась дифференциация науки.
В математике обособились арифметика, алгебра, тригонометрия; в физике -
механика, оптика, учение о магнетизме; в биологии - ботаника, зоология
и т. п. Исключительно важное значение для распространения знаний имело
изобретение книгопечатания (15 в.). В ун-тах и академиях стал совершенствоваться
пед. процесс, обобщался опыт и шире внедрялся эксперимент. Выдающиеся науч.
успехи эпохи Возрождения сказались в пед. трудах крупнейшего слав, педагога
Я. А. Коменского, предложившего стройную преемственную ступенчатую систему
образования, в к-рой последней ступенью была академия.


В 17 в. начинают создаваться лаборатории,
провозглашается принцип свободы науч. исследования и преподавания, позволивший
передовым учёным отойти от схоластики, организуются первые гос. науч. академии
(во Франции, Англии, Германии), начинают систематически издаваться науч.
журналы. В эпоху Просвещения в связи с крупными открытиями в области
физики, астрономии, физиологии и в др. отраслях науки начинает усиливаться
интерес к изучению естествознания.


Развитие техники, горнорудного дела, мореплавания
и торговли в кон. 17 и нач. 18 вв., стремление крепнувшего буржуазно-дворянского
государства подготовить "служилых людей" создали условия для развития В.
о. и в России.В 1725 в Петербурге были основаны Академия наук и при ней
Академический
университет
и гимназия. Выдающуюся роль в становлении отечественного
В. о. сыграл М. В. Ломоносов. Он стремился заменить церковно-схоластич.
образование светским, основанным на изучении естествознания, математики,
выступал за развитие у студентов теоретич. мышления и навыков проводить
лабораторные эксперименты, наблюдать за физ.-хим. и природными явлениями.
Только в этом случае,- считал Ломоносов,- происходит умственное и нравственное
совершенствование человеческой личности. В 1758 Ломоносову было поручено
"смотрение" за ун-том Академии наук. Он разработал уч. планы, к-рые предусматривали
на 1-м году обучения обязательное посещение студентами всех лекций "для
того, чтобы иметь понятие о всех науках, чтобы всяк мог видеть, в какой
кто науке больше способен и охоту имеет"; на 2-м году - только спец. циклы
лекций, на 3-м - прикрепление студентов для обучения к отд. профессорам
и "упражнения в одной науке".


В 1755 был учреждён Московский ун-т, для
к-рого Ломоносов разработал организац. структуру, уч. планы и программы.
Московский ун-т по своему составу, постановке образования и воспитания
явился ярко выраженным рус. высшим уч. заведением, стал колыбелью материалистич.
учения, школой подготовки отечеств, учёных. Профессора университета Н.
Н. Поповский, А. А. Барсов и др. ученики Ломоносова вели активную борьбу
за расцвет отечеств, науки и образования.


Переход от мануфактурной стадии капитализма
к фабричной системе и последовавший за ним пром. переворот (в результате
изобретения и применения паровой машины) во 2-й пол. 18 в. в Англии, а
затем и в ряде др. стран обусловил развитие высшего технич. образования.
В 1773 в Петербурге было основано Горное уч-ще (ныне Ленинградский горный
ин-т), положившее начало инж. образованию в России. В уч-ще изучались арифметика,
алгебра, геометрия, маркшейдерское иск-во, минералогия, металлургия, рисование,
химия, механика, физика, франц., нем., лат. языки. Перечень дисциплин постепенно
расширялся, и в нач. 19 в. в него были включены: палеонтология, горное
иск-во, пробирное иск-во, горная статистика, горное право, черчение с моделей,
всеобщая и рус. история, география, логика, зоология, ботаника, чистая
математика, архитектура и др., что обеспечивало широту профиля специалистов,
к-рых готовило уч-ще.


Большое влияние на развитие В. о. в России
в 18 в. и в 1-й пол. 19 в. оказали рус. просветители Я. П. Ковалевский,
Д. С. Аничков, С. Е. Десницкий и др., добивавшиеся расширения и демократизации
В. о. Впервые в России философ-материалист А. Н. Радищев выдвинул программу
обучения на основе широкого и глубокого изучения гуманитарных, естеств.
и матем. наук. Рус. математик Н. И. Лобачевский, ректор Казанского ун-та,
считал, что цель науч. знания не в развитии оторванных от жизни понятий,
а в изучении реального мира. Он боролся за организацию образования, к-рое
давало бы выпускникам университета знания последних достижений отечеств,
и зарубежной науки.


Развитие пром-сти и рост культурных интересов
общества после крестьянской реформы 1861 потребовали не только увеличения
численности специалистов, но и повышения качества их подготовки. Деятельность
представителей рус. революц. демократич. мысли - В. Г. Белинского, А. И.
Герцена, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, а также
таких педагогов, как Т. Н. Грановский, К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов и
др., способствовала решению многих научно-методич. проблем В. о.


В 70-х гг. 19 в. Россия, как и мн. страны
Зап. Европы и Америки, сделала попытку открыть доступ к В. о. женщинам:
в Москве, Казани, Петербурге и Киеве были организованы высшие женские
курсы.
Однако лишь после Великой Окт. социалистической революции женщины
получили равные права с мужчинами на образование, в т. ч. и на В. о.


На развитие и совершенствование отечеств.
В. о. в кон. 19 - нач. 20 вв. большое влияние оказали учёные, создавшие
свои науч.-пед. школы,- В. В. Марковников, А. Г. Столетов, И. И. Мечников,
Д. К. Чернов, Н. А. Умов, П. Н. Лебедев, К. А. Тимирязев, Д. И. Менделеев,
А. С. Попов, Н. Е. Жуковский, И. П. Павлов и др. Учёные Моск. высшего технич.
уч-ща А. В. Летников, Н. А. Шапошников, П. К. Худяков, А. П. Сидоров, А.
П. Гавриленко, В. И. Гриневецкий и др. создали рус. систему высшего технического
образования, осн. на тесной связи глубокого теоретич. обучения с практич.
занятиями, проводимыми в производств, мастерских и лабораториях. Эта система
получила широкое признание за рубежом как "русские методы обучения" и была
отмечена высшими премиями и наградами на междунар. выставках (в Филадельфии
- 1876 и в Париже - 1900). Д. И. Менделеев придавал большое значение высшему
пед. образованию, от состояния к-рого, как он утверждал, зависят все отрасли
высшего образования. Н. Е. Жуковский считал необходимым в целях подготовки
творческих специалистов привлекать студентов к н.-и. и поисковым работам.
В Моск. высшем технич. уч-ще им был организован студенческий науч. кружок
по исследованиям проблем воздухоплавания. Подобного типа студенческие кружки
создавались крупнейшими учёными и в др. вузах. Революционизирующее влияние
на содержание В. о. в России и др. странах оказало учение К. Маркса и Ф.
Энгельса.


После Великой Окт. социалистич. революции
коренным образом изменились цели и задачи В. о. "Только преобразуя коренным
образом дело учения, организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть
того, чтобы результатом усилий молодого поколения было бы создание общества,
не похожего на старое, т. е. коммунистического общества" (Ленин В. И.,
Полн. собр. соч., 5 изд., т. 41, с. 301). Система В. о. была перестроена
в соответствии с подписанным В. И. Лениным (2 сент. 1921) декретом, утвердившим
новое Положение о вузах РСФСР.


Сов. высшая школа стала давать студентам
широкие, фундаментальные общенауч. знания, а также знания совр.достижений
науки, техники и культуры для более глубокого изучения спец. дисциплин.
В. о. строилось так, чтобы у студентов в период обучения развивались марксистско-ленинское
мировоззрение, творческие способности, умение самостоятельно анализировать
и обобщать знания, вести наблюдения, экспериментировать. Была усилена практич.
подготовка студентов. Ленинская идея об органич. соединении теории с практикой
была положена в основу организации уч. процесса в высшей школе. Сов. высшая
школа начала готовить специалистов, овладевших теорией и практикой по своему
профилю, обладающих организац. навыками, способных сразу по окончании вуза,
без дополнит, подготовки, включаться в работу по специальности. В постановлении
ЦК РКП(б) от 12 янв. 1925 "О ближайших задачах в деле установления связи
вузов с производством" указывалось, что всё построение преподавания и вся
жизнь вузов должны связываться с практикой возможно ближе и эта связь должна
увеличиваться из года в год. Производств, практика возросла по объёму и
стала неотъемлемой частью уч. плана каждого вуза. Цель практики - ввести
студента в понимание той среды и тех условий, в к-рых ему придётся работать.


Повышение качества подготовки специалистов
являлось гл. задачей высшей школы. В постановлении ЦИК СССР от 19 сент.
1932 "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" были
определены пути дальнейшего совершенствования подготовки специалистов,
вооружения их глубокими знаниями науч. основ совр. техники, знанием системы
сов. х-ва и его планирования.


Коммунистич. партия и Сов. правительство
много внимания уделили демократизации высшей школы, привлечению нар. масс
к образованию. "На первое место,- указывалось в постановлении СНК „О преимущественном
приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшего
крестьянства" от 2 авг. 1918,- безусловно должны быть приняты лица из среды
пролетариата и беднейшего крестьянства, которым будут предоставлены в широком
размере стипендии". Обучение стало бесплатным, для обеспечения широкого
доступа молодёжи из рабочих и крестьян были созданы рабочие факультеты
(рабфаки),
к-рые позволяли завершить ср. общее образование и готовили слушателей к
обучению в вузах. Учитывая возрастающее стремление взрослого населения
к получению образования и квалификации без отрыва от работы на производстве,
была создана система вечернего и заочного В. о.


Развитие сети вузов во всех союзных республиках,
расширение подготовки специалистов в СССР осуществлялось в тесной связи
с планами развития всех отраслей нар. х-ва. В 1914/15 уч. г. в России (в
совр. границах) обучалось 127,4 тыс. ч-л. в 105 вузах, в 1970- около 4,6
млн. студентов в 805 вузах. В результате осуществления ленинской нац. политики
все союзные республики по числу студентов вузов на 10 тыс. чел. населения
превзошли крупнейшие капиталистич. страны Европы.


Уже в первые годы Сов. власти была ликвидирована
имевшая место в дореволюц. высшей школе кастовость в подборе науч. работников.
В Положении о науч. работниках вузов, утверждённом СНК РСФСР 20 января
1924, указывалось, что науч. работниками вузов могут быть все лица, обладающие
достаточной науч. подготовкой, определяемой на основании их работ и отзывов
соответствующих учреждений и отд. специалистов. Вместе с тем В. И. Ленин
подчёркивал необходимость широкого привлечения к пед. деятельности старой
профессуры. В первые же годы Сов. власти были приняты меры по ежегодному
расширению подготовки науч. и науч.-пед. кадров и особенно через аспирантуру.
На 1 янв. 1970 в вузах было 327,2 тыс. науч.-пед. работников, в т. ч. 10,4
тыс. докторов и 95,3 тыс. канд. наук.


Существование в СССР различных форм обучения
- дневного, заочного, вечернего - на родном языке (в сов. вузах преподавание
осуществляется более чем на 70 яз. народов и народностей СССР), льготы,
предоставляемые гос-вом студентам вузов (бесплатное обучение, стипендии,
общежития), дополнительные оплачиваемые отпуска и сокращённый рабочий день
для обучающихся без отрыва от произ-ва, широкая сеть курсов по подготовке
в вуз сделали В. о. доступным всем гражданам, имеющим законченное ср. образование.


Осн. задачи В. о. в СССР в период строительства
коммунизма определены Программой партии, принятой 22-м съездом КПСС (1961),
решениями 24-го съезда КПСС (1971), постановлениями ЦК КПСС и Советского
пр-ва. Сов. высшая школа призвана готовить всесторонне образованных специалистов,
активных строителей коммунистич. общества, обладающих высокой коммунистич.
убеждённостью, безгранично преданных социалистич. Родине и пролетарскому
интернационализму. Важнейшей задачей сов. высшей школы является коммунистическое
воспитание
студенчества, каждый вуз создаёт систему уч.-воспитат. мероприятий,
обеспечивающую высокий идейно-политич. и науч. уровень подготовки специалистов.


Отрасли В. о., типы вузов, профили подготовки
высококвалифицированных специалистов формировались в зависимости от развития
науки, техники, культуры, пром-сти, потребностей нар. х-ва в кадрах с В.
о. В гражданских гос. вузах - ун-тах, экономич., политехнич., инженерных
(отраслевых), с.-х., мед., пед., физкультурных ин-тах, вузах иск-ва (см.
статьи об отраслевых группах вузов, напр. Авиационные институты, Педагогические
институты) -
подготовка кадров осуществляется для различных отраслей
нар. х-ва, науки и культуры по естеств.-науч., технич. и гуманитарным группам
специальностей. Гос. воен. вузы готовят офицеров для различных родов войск
по специальностям отд. отраслей военной науки (см. Военное образование,
Военно-учебные заведения);
высшие партийные школы при ЦК КПСС и Высшая
комсомольская школа при ЦК ВЛКСМ готовят руководящих работников партийных,
комсомольских и сов. органов; Высшая школа профдвижения при ВЦСПС - квалифицированных
профсоюзных работников; вузы Центросоюза СССР - работников торговли и общественного
питания (помимо гос. вузов, в СССР существуют высшие духовные учебные
заведения).
Сроки обучения в вузах, как правило, от 4 до 6 лет.


Естественнонауч., технич. и гуманитарные
группы специальностей включают след, отрасли образования: геол., горное,
энергетич., металлургич., машиностроит. и приборостроит., электромашиностроит.,
радиоэлектронное, лесоинж., хим.-технологич., строительное и архит., геодезич.,
технологич., гидрометеорологич., с.-х., транспортное, экономич., юридич.,
мед., физкультурное, биол., физ., механикоматем., филос., ист., филологич.,
журналистское, пед., библиотечно-библиографич., искусствоведч., муз., театральное,
художественное (об истории развития и содержания различных отраслей В.
о. см. спец. статьи, напр. Геологическое образование, Сельскохозяйственное
образование
и др.).


Система В. о. развивается в соответствии
с потребностями нар. х-ва страны. Удельный вес среди окончивших вузы в
1970 составил по инж.-технич. и экономич. специальностям 49,6%, гуманитарным
и естеств.-науч. 35,6%, с.-х. 7,7%, медицинским 7,1%.


На совр. науч.-технич. прогресс наибольшее
влияние оказывают достижения обществ, и естественных наук, особенно математики,
механики, физики, химии, биологии. Подготовка кадров по этим отраслям знания
осуществляется в университетах. Университетское образование является
ведущей отраслью, причём не только по профилям, но и по методам подготовки
кадров; в нём в той или иной форме находят отражение новейшие направления
оазвития науки - сначала в факультативных, затем в обязательных курсах
и, наконец, в новых специализациях и специальностях, к-рые нередко являются
основой для организации вузов нового профиля.


В последние годы возникла необходимость
в подготовке специалистов комплексных профилей: инженер-математик, инженер-физик,
врач-биохимик, врач-биофизик и т. д. Иногда специалисты комплексных профилей
готовятся вузами и соответствующими предприятиями и учреждениями: на первых
трёх курсах теоретич. обучение (по общенауч. и общетехнич. наукам) проводится
в вузе, а дальнейшая спец. подготовка - на предприятиях и в организациях,
где будут работать выпускники.


Подготовка специалистов всех профилей осуществляется
на науч.-теоретич. уровне, устанавливаемом периодически гос-вом в соответствии
с достижениями науки, техники и культуры для каждой группы специальностей
вузов страны. Широта профиля специалистов определяется глубиной изучения
фундаментальных отраслей науки (обществ., механико-матем., естеств.) и
овладения марксистско-ленинской методологией. Оптимальное соотношение между
теоретич. и практич. подготовкой определяется в зависимости от профиля
специальностей. Так, обязательная учебная и производств, практика занимает
на инж.-технич. специальностях 22%, на естественнонаучных 21-33%
(в зависимости от профиля специальности), гуманитарных 15-23%, экономич.
24% общего количества уч. недель, планируемых на теоретич. занятия.


Органич. связь теории с практикой достигается
также путём чередования по каждой дисциплине лекций с лабораторными, практич.
и с семинарскими уч. занятиями. Для каждой группы специальностей устанавливается
наиболее рациональное соотношение между этими видами уч. занятий. Так,
на специальности "математика" лекциям отводится 42,3%, лабораторным занятиям
13,3%, практическим 22,6%, семинарским 11,3% общего количества времени,
планируемого на уч. занятия; на специальностях машиностроительных - соответственно
31,6%, 17,6%, 45,9% и 4,9%; "правоведение" - 44,4%, 9,3%, 34,4% и 11,6%.


Для каждой специальности отбирается определённый
комплекс дисциплин, изучение к-рых в сочетании с уч. и производств, практикой
обеспечивает приобретение совр. науч. знаний и овладение методами науч.
и практич. работы. Соотношение между теоретич. и практич. обучением, периоды
теоретич. занятий, экзаменационных сессий, уч. и производств, практики,
каникул, дипломной работы (проектирования) или гос. экзаменов, а также
перечень и последовательность (по семестрам) изучения дисциплин с указанием
обязательных занятий и количества самостоят, работ студентов в неделю по
каждому предмету определяются основным методич. документом - учебным
планом,
составляемым для каждой специальности. В уч. плане указываются
также специализации с перечнем дисциплин по каждой. Специализации определяют
более глубокое изучение к.-л. узкой области данной специальности. Содержание
каждой дисциплины (и самостоят, работ студента по ней) определяется учебной
программой.


Все дисциплины уч. плана делятся на обязательные
- общенаучные, общеинженерные (во втузах), специальные; альтернативные
(изучаемые по выбору студентов) и факультативные. На всех специальностях,
независимо от их профиля, изучаются циклы обществ, наук (история КПСС,
политич. экономия, марксистско-ленинская философия и науч. коммунизм).
Для каждой группы специальностей отбираются обязательные дисциплины, соответствующие
профилю подготовки специалиста. Напр., на инженерных (машиностроит.) специальностях
изучается высшая математика, физика, химия, теоретич. механика, теория
механизмов и машин, детали машин, металловедение, материаловедение, сопротивление
материалов, электротехника, электроника, гидравлика и др. общенауч. и общеинж.
дисциплины, а также дисциплины по технологии, конструированию и расчёту
машин, оборудования и аппаратов; технич. эстетике; по экономике и организации
произ-ва, труда и управления; основам автоматики и автоматизации производств,
процессов; применению вычислит, техники к решению инж. и экономич. задач;
охране труда и др. По общеинж. и спец. дисциплинам студенты обязаны выполнять
курсовые проекты (работы). Серьёзное внимание уделяется гуманитарному образованию
(помимо комплекса обществ, наук, преподаются марксистско-ленинская эстетика
и этика, атеизм, иностранный язык и т. д.), эстетич. и этич. воспитанию
студентов; проводятся обязательные и факультативные занятия по физич. воспитанию
и спорту. Дисциплины по выбору позволяют студентам более глубоко изучить
интересующие их отрасли знаний, познакомиться с новейшими достижениями
науки, техники и культуры.


Дисциплины альтернативного характера могут
изменяться по усмотрению кафедр и ф-тов, в зависимости от развития отраслей
науки и целей подготовки специалистов.


Удельный вес каждой группы дисциплин в
уч. планах зависит от профиля специальности и от специализации. Напр.,
на университетской специальности "математика" (срок обучения 5 лет) на
изучение обществ, наук отводится 12,7% уч. времени, общенауч. дисциплин
(включая иностранный язык) 60%, специальных 8,8%, альтернативных 15,3%,
на физич. воспитание и спорт 3,2%. На инж.-технич. специальностях ("технология
машиностроения, металлорежущие станки и инструменты") обществ, и экономич.
дисциплины занимают 11,8% уч. времени, общенаучные 26,1%, общеинженерные
28%, специальные 24%, альтернативные 2,5%, иностр. язык 4,7%, физич. культура
и спорт 3,1% ; на мед. специальностях (лечебное дело) - обществ, науки
5,7%, общенауч. дисциплины 38% и специальные 50%. Эти соотношения могут
несколько изменяться в зависимости от развития науки, техники и культуры.
На младших курсах, как правило, изучаются общенауч. и общеинж. (во втузах)
дисциплины, примерно одинаковые для смежных специальностей. Развитие науки
и техники обусловливает непрерывный поток новой научной информации и данных
практич. опыта. В связи с этим по каждой дисциплине систематически уточняется
науч. материал для изучения (с тщательной его методич. обработкой) с учётом
объёма учебного времени и перспектив развития науки и техники. Особую сложность
в отборе материала для изучения представляют пограничные, смежные отрасли
науки (в связи с разнородностью их характера), на стыке к-рых совершаются
крупные науч. открытия. Содержание практич. обучения определяется в зависимости
от профиля специальности. Так, на первых курсах инж.-технич. специальностей
студенты осваивают в период уч. практики рабочие квалификации, на 3-м -
проходят технологическую и на 4-м - спец. производств, практики. В период
производств, практики студенты, как правило, занимают рабочие места - от
квалифицированного рабочего до техника и инженера - непосредственно на
производстве, в лабораториях, конструкторских бюро и т. п. Завершается
производств, обучение в период преддипломной практики (на 5-м курсе), в
течение к-рой студенты собирают материал и на базе его разрабатывают свой
дипломный проект (работу ).


Подготовка специалистов с В. о. без отрыва
от производства и повышение их квалификации осуществляются в системах вечернего
и заочного образования. В 1970 по дневной системе В. о. готовились специалисты
385 специальностей, заочной - 255, вечерней - 252. В заочном В. о. принята
предметно-курсовая система обучения: студент обязан являться в вуз только
на лабораторно-экзаменац. сессию для выполнения всех лабораторных работ
и сдачи зачётов и экзаменов. В дневных и вечерних вузах (ф-тах, отделениях)
обучение осуществляется по курсовой системе: студент обязан посещать все
уч. занятия, к-рые в вечерней системе, как правило, проводятся 4 раза в
неделю по 4 ч. Промежуточной формой обучения между обучением с отрывом
и без отрыва от производства является форма, установленная на заводах-втузах,
организуемых
на базе крупных промышленных предприятий с совр. оборудованием. Здесь обучение
сочетается с производит, трудом студентов на всех курсах (кроме периода
дипломного проектирования, когда студенты-дипломники только учатся); тематика
лабораторных работ по спец. дисциплинам, курсовых и дипломных проектов,
как правило, приближается к профилю производства. Сроки обучения в вечерней
и заочной системах В. о. на 6-12 мес. больше, чем на соответствующих специальностях
дневных отделений. В вечерних и заочных вузах (ф-тах) и заводах-втузах
осуществляется наиболее тесная связь теоретич. обучения с практикой. В
связи с тем что практич. знания студенты-вечерники и студенты-заочники
осваивают в процессе работы на произ-ве, предприятия организуют их перемещение
с одной должности на другую для глубокого освоения практики по профилю
специальности, избранной в вузе. В вечерней и заочной системах главное
внимание сосредоточено на теоретич. подготовке студентов и выполнении ими
полного цикла лабораторных и практич. занятий, установленных для дневных
вузов по соответствующим специальностям. Важнейшим вопросом в организации
уч. процесса является планирование всех видов уч. занятий, включая самостоят,
работу студентов. Это достигается с помощью логико-матем. моделирования
уч. процесса, разработки сетевых графиков с использованием электронных
вычислительных цифровых машин, теории графов, что позволяет определить
оптимальную логич. последовательность в изучении отдельных дисциплин и
установить органич. связь между ними и их отд. разделами. В целях интенсификации
уч. процесса широко применяются всевозможные технические средства обучения
(диа- и кинофильмы, телевидение, звукозапись), использование к-рых максимально
автоматизировано, а также кибернетич. устройства. Разрабатываются новые
методы обучения, позволяющие интенсифицировать, а главное индивидуализировать
уч. процесс,- аудиовизуальный, программированный, комбинированный и т.
д.; при этом проводятся многочисленные психолого-пед. исследования с экспериментальной
постановкой различных видов уч. занятий. Вузы проводят большую н.-и. работу
по выявлению бюджета времени студентов, их утомляемости в процессе занятий,
с тем чтобы найти наиболее эффективные формы уч. процесса.


В сов. высшей школе определяется оптимальное
сочетание в уч. процессе обязательных уч. занятий и самостоятельной работы
студентов. Удельный вес самостоятельной работы студентов возрастает от
курса к курсу. Самостоятельная работа интенсивно развивает у студентов
мышление, активность, инициативу, способствует овладению методами науч.
исследований и проведения экспериментов. Элементы исследовательского характера
в лабораторных занятиях и курсовых работах (проектах) непрерывно усложняются,
степень самостоятельности студентов в решении творч. задач повышается по
мере приближения к заключительной стадии обучения - к выполнению и защите
дипломной работы (проекта) или сдаче гос. экзаменов. Многие дипломные работы
(проекты) являются науч. исследованиями, к-рь:е публикуются в докладах
и известиях АН СССР и др. науч. сборниках. Дипломные проекты, выполненные
на реальные темы (в решении к-рых заинтересованы та или иная науч. или
хоз. орг-ция), нередко внедряются в производство полностью или частично.


Систематич. повышение науч. уровня подготовки
специалистов обеспечивается активной н.-и. работой кафедр с привлечением
к этой работе и студентов.


Для повышения уровня науч. исследований
в вузах организованы проблемные лаборатории, вычислит, центры, а в нек-рых
вузах - н.-и. ин-ты, где разрабатываются актуальные науч. проблемы. Сеть
этих науч. учреждений ежегодно расширяется. Многие вузы стали ведущими
науч. центрами в различных отраслях науки, техники и культуры.


Среди наиболее насущных вопросов перспективного
планирования совр. В. о.- установление профилей специалистов, содержания
их подготовки, определение потребности нар. х-ва в специалистах в связи
с развитием науч.-технич. прогресса. Эти вопросы решаются одновременно
с прогнозированием развития науки, техники и культуры. Изучаются предложения
о большей дифференциации подготовки специалистов применительно к сфере
их будущей деятельности, о сроках обучения. Важнейшими проблемами являются
разработка педагогики высшей школы и психологии студенческой молодёжи,
а также совершенствование методов обучения в целях интенсификации подготовки
кадров.


Для специалистов с В. о. сложилась стройная
система повышения квалификации. Через эту систему должен проходить
каждый специалист не реже чем через 5-6 лет. Создана также и система повышения
квалификации преподават. состава вузов. Для этих целей организованы спец.
ин-ты и ф-ты повышения квалификации специалистов, занятых в нар. х-ве,
и ф-ты повышения квалификации преподавателей вузов (см. Институты повышения
квалификации).
Высокий науч. уровень и демократич. основа В. о. в СССР
получили мировое признание. В советских вузах обучаются студенты более
чем из 100 стран мира, в т. ч. и капиталистических.


Больших успехов достигло В. о. и в др.
социалистич. странах. Право трудящихся на В. о. закреплено конституциями.
В. о. доступно всем имеющим законченное ср. образование гражданам независимо
от пола, расы, национальности, социального происхождения и имуществ. положения.
Обучение бесплатное, осуществляется на родном языке. Создана широкая сеть
университетов и отраслевых ин-тов. Численность студентов вузов на каждые
10 тыс. жит. увеличилась к 1968 по сравнению с их численностью при бурж.-помещичьем
строе: в Польше в 7 раз, в Болгарии и Венгрии более чем в 6 раз, Чехословакии
в 5 и Румынии в 4,5 раза. В 1969/70 уч. г. в Болгарии было 26 вузов (ок.
86 тыс. студентов), в ГДР - 54 вуза (123 тыс.), соответственно в Польше-84
(322 тыс.), в Венгрии- 87 (79 тыс.). Число студентов в вузах Румынии увеличилось
почти в 6 раз, в Венгрии более чем в 6, Югославии в 12, ДРВ в 77 раз. В
КНДР до освобождения страны не было ни одного вуза, а в 60-е гг. работало
уже ок. 100.


До установления нар. власти в вузах этих
стран преобладали гуманитарные специальности, в 50-60-е гг. стали развиваться
инженерные. Так, в Болгарии до 9 сент. 1944 не было подготовлено ни одного
инженера, а вузы НРБ за два десятилетия выпустили более 40 тыс. инженеров
и к 1980 контингент обучающихся на инж. специальностях будет доведён до
55-60% общей численности студентов; университеты Кубы, к-рые до революции
выпускали в основном специалистов гуманитарного профиля, в 1969 осуществляли
подготовку кадров более чем по 30 специальностям, в т. ч. инж.-технич.
и медицинским.


В высшей школе ряда социалистич. стран
перечень специальностей сокращается за счёт расширения профилей подготовки
кадров; узкая специализация осуществляется по окончании вуза (т. н. последил
ломное обучение) непосредственно в той организации, куда направлен молодой
специалист. Напр., в Чехословакии новый перечень сокращён со 145 до 108
специальностей. Наряду с сокращением специальностей организуются новые
(ГДР и др.), предусматривающие подготовку кадров по направлениям, устанавливаемым
на основе прогнозирования развития науч.-технич. революции.


В каждой стране создана своя система В.
о., отвечающая нар.-хоз. и культ.-просветит, задачам, а также нац. особенностям
гос-ва. В Венгрии в ун-тах и ин-тах срок обучения 4-5 лет - в зависимости
от профиля специальности; как правило, выпускникам, успешно защитившим
дипломную работу, присуждается академич. степень доктора ун-та.


В Польше высшие школы двух типов: профессиональные
- инженерные, с.-х., экономич. и др., и академические - ун-ты, политехнич.
и др. ин-ты. В проф. высших школах подготовка специалистов осуществляется
гл. обр. для практич. деятельности (срок обучения 3-4 г.); в академич.
- для н.-и. и проектно-конструкторских организаций (срок обучения 4-5,5
лет). В ун-тах и ин-тах присуждаются академич. степени. Напр., выпускники
политехнич. ин-тов после 5-5,5 лет обучения получают степень магистра-инженера,
а окончившие высшие инж. курсы - звание профессионального инженера, к-рый
используется только непосредственно на заводе в качестве технолога или
организатора. В политехнич. ин-тах имеются также потоки, на к-рых подготавливаются
проф. инженеры. Соотношение подготовки магистров - инженеров и проф. инженеров
- 2 : 3 (по выпускам). Обычно на первых 4-5, а иногда и 6 семестрах студенты
обучаются по единому плану, затем избирают специальность и на последних
семестрах - специализацию.


В Югославии в соответствии с законом о
ф-тах и ун-тах, принятым в 1960, В. о. разделено на 3 ступени (1-я
и 2-я ступень по 4 семестра, 3-я - 2-4 семестра). 1-я ступень даёт высшую
спец. подготовку в к.-л. узкой области; 2-я - готовит специалистов для
работы на произ-ве в качестве технологов, 3-я - заканчивается присуждением
степени магистра наук (диплом магистра эквивалентен диплому выпускника
сов. вуза), к-рая даёт право работать в н.-и., проектно-конструкторских
и т. п. организациях.


В высшей школе Румынии существует большая
дифференциация сроков обучения. Так, подготовка инженеров широкого профиля
осуществляется в течение 4-5 лет, экономистов, в зависимости от профиля,
4-4,5 и 5 лет. В ун-тах по специальностям: математика, физика, химия, биология
и др.- срок обучения 4 г.; наиболее способных студентов по конкурсу принимают
на 5-й год обучения для более узкой специализации. Выпускники 5-го курса
работают в научных учреждениях и на наиболее ответственных участках нар.
х-ва. Созданы 3-годичные пед. ин-ты для подготовки учителей 5-8-х классов.
На специальностях искусства В. о. осуществляется в два цикла: 1-й - для
всех обучающихся (4 г.), 2-й - для наиболее талантливых выпускников 4-го
курса.


В ГДР в соответствии с новой реформой В.
о. подготовка специалистов (3-5 лет) состоит из трёх циклов: общенауч.
подготовки - на первых двух курсах (содержание её устанавливается Мин-вом
высшего и ср. спец. образования), специальной - примерно 1-2 года на старших
курсах, исследовательской - в последнем семестре (содержание спец. и н.-и.
подготовки определяется вузом совместно с предприятием, для к-рого готовятся
специалисты). Предприятия формулируют требования, предъявляемые к выпускникам,
а вузы обеспечивают подготовку специалистов, отвечающих этим требованиям.
Наиболее успевающих студентов по окончании обучения оставляют в вузе для
н.-и. работы на 2-3 г., они защищают диссертации на соискание степени доктора
соответствующей отрасли науки (эквивалентной степени кандидата наук в СССР).


На мед. специальностях (лечебное дело и
педиатрия) во всех социалистич. странах срок обучения 6 лет, выпускникам
присваивается академич. степень доктора медицины.


Уч. планы и организация уч. процесса в
высшей школе каждой социалистич. страны также имеют свои особенности. Общая
тенденция - усиление общенауч. подготовки и повышение удельного веса самостоятельной
работы студентов. На инженерных специальностях вузов Польши изучению общенауч.,
общеинж. и основных профилирующих курсов отводится 50-60% общего уч. времени,
на социально-экономич.-5-10%, на дополнительные предметы (иностранные языки
- русский и один западноевроп., физкультура и др.)-15-20%, на специальные
- 5-10% , на практику -5-10%. Заканчивается обучение дипломной работой
и выпускными экзаменами (в академич. школах - магистерской работой и магистерскими
экзаменами). Магистерские работы иногда связаны с тематикой н.-и. деятельности
кафедр. В вузах Кубы уч. план состоит из общеобразоват. дисциплин (удельный
вес 10% ), основных общенауч. фундаментальных (30%), основных специальных
(30% ) и дисциплин проф. подготовки (30%). Студенты мед. специальностей
на 5-м курсе переходят в интернаты при клиниках. В уч. планах вузов Венгрии,
Чехословакии и нек-рых др. стран значительное место отводится альтернативным
дисциплинам, что позволяет студентам специализироваться в более узкой области.
Большое внимание уделяется органической связи теоретич. и практич. обучения.
Получает развитие вечернее и заочное В. о. (в различных формах и соотношениях
с дневным). Напр., в Болгарии широкое распространение получило заочное
образование, в Польше - вечернее, а также подготовка специалистов экстерном.
В
ГДР, согласно новой реформе, вводится вечернее и заочное В. о. для трудящихся,
имеющих ср. спец. образование и опыт практич. работы. Много внимания в
социалистич. странах уделяется последипломному обучению. В каждой стране
при вузах организованы факультеты, курсы повышения квалификации специалистов,
занятых в наиболее важных отраслях нар. х-ва.


Большое внимание в социалистич. странах
уделяется разработке проблем В. о. Для этих целей создаются н.-и. организации.
Напр., в Венгрии - науч. центр по В. о., в Польше - межвузовский центр
исследований В. о., в ГДР - центры программированного обучения при ун-те
им. К. Маркса в Лейпциге и при технич. ун-те в Дрездене и т. д.


Начинает развиваться В. о. в добившихся
независимости странах Африки и Азии. СССР оказывает помощь многим из этих
стран в строительстве, оборудовании вузов, в подготовке науч.-пед. кадров
и специалистов, напр. Алжиру, Афганистану, Бирме, Гвинее, Индии, Камбодже,
Тунису, ОАР и др. С помощью СССР построены: политехнич. ин-ты в Конакри
(Гвинея) и Ханое (ДРВ) и технологич. ин-ты в Бомбее (Индия) и Рангуне (Бирма)
и др. Сов. учёные участвуют в разработке уч. планов и программ, в создании
учебников и уч. пособий для вузов стран Азии и Африки. В Москве для подготовки
специалистов высшей квалификации из молодёжи стран Азии, Африки и Лат.
Америки основан Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы (1960).


В. о. в СССР и др. социалистич. странах
по своему идейно-политич. содержанию, по научности знаний, по социальному
составу студентов принципиально отличается от В. о. в капиталистич. странах.


В капиталистич. странах В. о. фактически
недоступно широким слоям трудящихся и является монополией эксплуататорских
классов. Так, по офиц. данным 1965, удельный вес отд. социальных групп
в общем числе студентов вузов составлял: в ФРГ - мастера и рабочие и их
дети - 16,5%, крестьяне и их дети - 3 %, дети руководителей предприятий
и бизнесменов - 35,7% и служащих 52,6%; во Франции, по офиц. данным 1966,
социальный состав студентов вузов распределялся по удельному весу следующим
образом: дети фермеров - 5,9%, дети работающих по найму в с. х-ве - 0,6%,
дети рабочих - 9,9%, дети служащих - 8,5%, дети работников сферы обслуживания
- 0,8% , дети владельцев пром. и торговых предприятий - 15%, дети лиц свободных
профессий и высших технич. и адм. работников - 29,4%, дети административных
и научно-технич. работников - 15,8% ; в США из низшей социальной группы
было лишь 2% студентов вузов (к 1970 положение почти не изменилось). За
обучение студенты обязаны вносить высокую плату, процент получающих стипендию
очень низкий, стипендия составляет лишь незначит. часть прожиточного минимума
студента.


В США В. о. состоит, как правило, из трёх
этапов. Напр., на инж. факультетах первый этап (продолжительностью обычно
в 4 г.) завершается присвоением окончившему академич. степени бакалавра.
На этом этапе первые два года студент изучает общеобразовательные дисциплины,
независимо от дальнейшей специализации; в последующие 2 года - комплекс
предметов по избранной специальности и спец. главы общенауч. дисциплин.
Все дисциплины делятся на обязательные и альтернативные. Альтернативные
иногда начинаются с 1-го курса. Такая система образования делает необходимым
проводить на 3-м и 4-м году обучение студентов по индивидуальным планам.
Первый этап обучения завершается чаще всего выполнением небольшой дипломной
работы или спец. реферата. Обучение на этом этапе только теоретическое;
как правило, уч. и производств, практики не проводятся. В отд. вузах имеются
потоки с весьма малочисленным контингентом студентов, обучение к-рых проводится
по "кооперативной программе", предусматривающей, кроме теоретич. и практич.
подготовки, обучение на предприятиях. По этой программе длительность обучения
на первом этапе 5 лет, иногда 4 г. 3 мес.-4 г. 4 мес.- за счёт почти полной
ликвидации каникул. По уровню знаний бакалавр может быть приравнен к студентам,
окончившим 4 курса сов. вуза со сдачей гос. экзаменов. Второй этап обучения
(продолжительностью ок. 2 лет) заканчивается присуждением 2-й академич.
степени - магистра наук, к-рая примерно эквивалентна диплому выпускника
сов. вуза. На этом этапе обучающиеся называются студентами повышенных степеней
и делятся на 3 категории: "регулярные студенты" - желающие пройти полный
курс и получить степень магистра; "условные студенты", к-рые не удовлетворяют
полностью всем требованиям для зачисления на магистерский курс, но могут
ликвидировать свои пробелы в образовании и впоследствии стать "регулярными
студентами"; "специальные студенты", не претендующие на получение степени
магистра, но желающие углубить свои знания в к.-л. одной области (из числа
изучаемых предметов).


Каждый зачисленный на магистерский курс
прикрепляется к профессору-советнику, с помощью к-рого разрабатывается
индивидуальный уч. план, а также выбирается и утверждается кафедрой тема
диссертации (или проекта). Диссертация может быть выполнена и защищена
не во всех вузах - в нек-рых магистерский курс заканчивается сдачей экзаменов
по изучаемым дисциплинам. Успеваемость студентов должна быть не ниже "хорошо"
(по терминологии сов. вузов). Уч. планы магистерского курса, как правило,
преследуют цель освоения студентами более узкой специализации, чем при
подготовке к соисканию степени бакалавра. Всё обучение направлено на повышение
теоретич. уровня образования по избранной специализации и выработке у студентов
навыков самостоят, н.-и. работы. Получившие степень магистра поступают
чаще всего на работу в исследовательские орг-ции. В отд. вузах США на инж.
ф-тах осуществляется подготовка бакалавров и магистров по особым уч. планам.
Первые три курса - общеинженерная подготовка (математика, физика, химия,
графика, механика, экономика, термодинамика, механика жидкости, электротехника,
материалы); затем студент избирает или одногодичный план для получения
степени бакалавра, или двухлетний - для получения степени магистра. На
двухлетний магистерский курс зачисляются лишь успешно окончившие первые
3 курса (с оценкой "хорошо" по всем предметам). Третий этап образования
для лиц, имеющих степень бакалавра или магистра,- на фирме, где в течение
1-2 лет они углубляют спец. знания, изучают технологию произ-ва, а также
нек-рые "секреты" фирмы. Обучение носит узкоспециализированный характер,
т. к. проводится применительно к тому рабочему месту, к-рое будет занимать
специалист после завершения курса подготовки. Совершенствуется система
повышения квалификации специалистов, к-рая нередко рассматривается как
"продолженное образование". Высшее вечернее и заочное инж.-технич. образование
не получает в США широкого распространения. Из 172 инж. вузов только в
13 (8,7% ) имеется вечерняя форма образования. Вечернее В. о. имеет 2 формы:
изучение полной программы для получения академич. степени; изучение программы
по отд. дисциплинам - для повышения квалификации. Уч. план и программы
те же, что и для дневной формы обучения -по соответствующим специальностям.
Из планов вечерних ф-тов исключаются лишь курсы "профориентация", "физическая
культура" и "военная подготовка". Уч. занятия со студентами проводятся
от 2 до 3 раз в неделю - по 2 ч лекций, либо 3 ч лабораторных занятий.
По данным Ренселеровского политехнич. ин-та, лишь один из десяти студентов
вечерних ф-тов получает степень. Ряд вузов для повышения квалификации работающих
организует вечерние ф-ты, по окончании к-рых выпускник не имеет права претендовать
на академич. степень. Заочная система организована только для изучения
отд. дисциплин. При вузах создаются подразделения для изготовления уч.
пособий, короткометражных фильмов, диапозитивов и др. Имеются различные
учреждения, к-рые разрабатывают психологопед, основы применения технич.
средств обучения в уч. процессе. Широко используется в уч. процессе телевидение
(внутреннее и внешнее), звуко- и видеозаписи, киноаппаратура, разнообразные
обучающие и контролирующие машины программированного обучения, лингафонные
кабинеты и др.


В систему B. о. Великобритании входят гл.
обр. университеты. Подготовка инж. кадров осуществляется в колледжах и
на технических факультетах, входящих в состав университетов, а также в
самостоят, институтах и колледжах. Значит, часть студентов работает и учится.
Все студенты делятся на слушающих университетский курс в полном объёме
и работающих в течение всего академич. года и поэтому изучающих лишь часть
курса. При ун-тах созданы спец. отделения студентов-вольнослушателей. Среди
этой категории есть "случайные студенты", к-рые изучают лишь отд. предметы.
После 3-4-годичного курса студентам, успешно выдержавшим все экзамены,
присваивается академич. степень бакалавра соответствующей отрасли науки,
культуры, права, богословия и медицины. В Оксфордском ун-те степень бакалавра
лит-ры или науки присуждается после выполнения небольшого спец. исследования,
не имеющего по существу науч. значения. В "Импириал-колледж", к-рый, по
мнению англ, учёных, наряду с Кембриджским ун-том даёт лучшее в Великобритании
технич. В. о.,-3-годичный срок обучения. На 1-м курсе строительного, авиац.,
механич., электротехнич. и хим. ф-тов - единые уч. планы и программы. Различия
в уч. планах и программе на 2-м курсе незначительны, что позволяет студенту
в конце 2-го курса перейти с одного ф-та на другой. На 3-м курсе каждого
ф-та около 20 спец. предметов (преимущественно по новым отраслям науки
и техники), из к-рых студент по выбору должен сдать 5. В период летних
каникул (3 мес.) студентам рекомендуется применять свои знания на практике.
По окончании колледжа они должны отработать по специальности 2 г. в пром-сти.
В этот период колледж организует для выпускников чтение концентрированных
курсов, крупные фирмы проводят для бакалавров наук циклы лекций (в течение
6 недель) по спец. темам с учётом характера выполняемой ими работы. После
неск. лет работы на ответств. должностях в пром-сти бакалавры наук могут
быть приняты в члены Об-ва инженеров (член общества считается инженером
высокой квалификации и имеет право участвовать в конкурсах на замещение
крупных инж. должностей). Выпускникам вузов выдаются: гос. диплом об успешном
окончании 2-годичного очного курса и высший гос. диплом - о завершении
очного 3-годичного курса; гос. аттестат - окончившим заочно 3 курса обучения
и высший гос. аттестат - окончившим заочно 5 курсов. Лица, имеющие гос.
дипломы и высший гос. аттестат, освобождаются от экзаменов при вступлении
в проф. общество. Подготовка к соисканию академич. степени магистра (к-рая
присуждается не всеми ун-тами) осуществляется, как правило, в течение 2
лет. Напр., Кембриджский ун-т присваивает степень магистра за проведение
исследоват. работ в течение 2 лет и представление диссертации, а Оксфордский
- не присваивает. В технич. колледжах В. о. осуществляется и по т. н. системе
"слоёного пирога", предусматривающей чередование теоретич. занятий в колледже
с практич. работой в пром-сти (каждый период от 3 до 6 мес.) и рассчитанной
на 4-5 лет. Окончившим технич. колледж по этой системе выдаётся высший
гос. аттестат. Получает распространение система заочного В. о., несмотря
на скептич. отношение к ней профессуры, к-рая выдвигает требование о дополнит,
подготовке по дневной форме в течение 1-2 лет для выпускников заочных ф-тов,
желающих получить академич. степень.


Во Франции подготовка высококвалифицированных
специалистов осуществляется в ун-тах и спец. вузах различного типа (высшие
школы аэронавигации, морского дела, горного дела, мостов и дорог и т. д.).
Курс обучения в вузах - от 4 до 6 лет; как правило,- 5 лет. Обучение состоит
из
трёх циклов. Первый (1 или 2 года) подготовительный (пропедевтический),
или испытательный, заканчивается экзаменами по нек-рым общеобразоват. предметам
- в зависимости от избранной специальности (математика, физика, химия и
др.). В течение второго цикла (3-4 года) студент сдаёт экзамены на академич.
степень лиценциата (на этот цикл зачисляются по конкурсу окончившие
первый). Для получения степени лиценциата студент сдаёт, как правило, 4
экзамена, о чём получает соответствующие удостоверения (сертификаты). Дисциплины
для экзаменов определяются профилем специальности. Как правило, это общетеоретич.
курсы с соответствующими лабораторными работами. Степень лиценциата даёт
право преподавать в лицее или коллеже, обычно в провинции. Чтобы получить
звание дипломированного преподавателя, к-рое даёт возможность занимать
должность преподавателя в коллеже или лицее большого города, необходимо
сдать дополнительно экзамены на получение спец. сертификата - "О пригодности
к должности преподавателя среднего учебного заведения". Окончившим 2-й
цикл обучения выдаётся диплом -"общих науч. знаний". Сдавшим экзамены по
технологич. дисциплинам при стаже практич. работы не менее 9 мес. на производстве
выдаётся диплом "высших технич. знаний" или диплом инженера (в высших технич.
школах). Третий цикл - изучение избранной специальности в течение 1-2 лет
в н.-и. ин-тах или на заводах, где студенты потом остаются работать. Для
выполнения этого цикла студенты провинциальных вузов часто приезжают в
Париж. Цикл завершается экзаменом по специальности и защитой дипломной
работы, подготовка к-рой занимает около года. Успешно выполнившим уч. план
выдаётся диплом "высшего науч. образования", к-рый даёт возможность впоследствии
получить диплом "углублённых знаний" по определённой специальности, а также
академич. степень доктора по специальности, или доктора 3-го цикла. Диплом
доктора примерно эквивалентен диплому, к-рый получают выпускники сов. вузов
с пятилетним сроком обучения, защитившие дипломный проект (работу) на высоком
теоретич. уровне.


Своеобразна система В. о. и в странах Латинской
Америки. Напр., в Бразилии подготовка специалистов с В. о. осуществляется
в основном в университетах, в составе которых имеются школы различного
профиля. Ун-т Сан-Паулу объединяет политехнич., мед., фармацевтич., юридич.,
агрономич., вет., филос. и др. школы. Каждая школа осуществляет подготовку
по многим специальностям, напр, в политехнич. школе -специальности общего
и мор. строительства, механич., энергетич., хим., металлургич. и горная;
в филос. школе - философии, математики, физики, филологии и др. На 3-м
курсе осуществляется специализация. Для подготовки специалистов по различным
отраслям науки и техники имеются и самостоят, отраслевые вузы. Срок обучения
в ун-тах в основном 5 лет. На первых курсах значительное место занимают
общенауч. дисциплины, студенты получают достаточную теоретич. подготовку.
Однако в уч. планах отсутствует производств, практика, на инж. специальностях
нет дипломных проектов. Поэтому выпускники вузов становятся специалистами
с полноценной подготовкой только после стажировки, к-рую проходят иногда
и в др. странах.


В Японии В. о. строится на базе ун-тов,
отраслевых ин-тов (или высших школ). Срок обучения в ун-тах - 4г. Первые
два года студенты изучают общенауч. дисциплины, с 3-го курса - специализируются.
Успешно сдавшие экзамены за весь курс получают степень бакалавра. Имеющие
эту степень могут в течение двух лет дополнительного обучения получить
степень магистра наук. В вузах имеются вечерние отделения, на к-рых обучается
менее 20% от контингента студентов дневных отделений. Более 50% студентов
обучаются на гуманитарных специальностях. Обучение в вузах платное, плата
очень высокая, стипендию получают не более 20% студентов.


С 50-60-х гг. во всех странах мира стали
уделять больше внимания вопросам В. о. В 1960 11-я сессия Генеральной конференции
ЮНЕСКО приняла конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования.
По предложению СССР ЮНЕСКО совместно с рядом др. междунар. орг-ций (Междунар.
ассоциация ун-тов, Междунар. ассоциация профессоров и доцентов и др.) проводит
большую работу по установлению эквивалентности аттестатов зрелости, дипломов
и учёных степеней в междунар. плане. В 1963 по решению 12-й сессии Генеральной
конференции ЮНЕСКО создан Междунар. ин-т планирования образования (Париж).
С 1966 ежегодно проводятся совещания министров высшего и ср. спец. образования
социалистич. стран по важнейшим проблемам В. о. В 1967 в Вене была проведена
конференция министров высшего образования европ. стран по вопросам демократизации
В. о. В связи с развивающейся науч.-технич. революцией во многих странах
разрабатываются, а в нек-рых осуществляются реформы В. о.


Лит.: В. И. Ленин о науке и высшем
образовании, [Сост. М. П. Ковалев. Н. Ф. Краснов, М. Г. Галкин], М., 1967;
Высшая школа СССР за 50 лет. Под ред. В. П. Елютина, М., 1967; Калинин
М. И., О преподавании основ марксизма-ленинизма в вузах, в его кн.: О коммунистическом
воспитании. Избранные речи и статьи, [М.], 1958, с. 447 - 455; Е л ю т
и н В. П., Высшая школа страны социализма, М., 1959; Бутягин А. С. и Салтанов
Ю. А., Университетское образование в СССР, М., 1957; Менделеев Д. И., Народное
просвещение и высшее образование, Соч., т. 23, Л.- М., 1952; Медынский
Е. Н., Высшее техническое и с.-х. образование в дореволюционной России,
"Высшая техническая школа", 1935, № 4 - 5; П а р а и л В. А., Инженерно-техническое
образование в США, М., 1969; Высшая школа. Сб. основных постановлений,
приказов и инструкций. Под ред. Е. И. Войленко, ч. 1-2, М., 1965. А.
И. Богомолов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я