ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА свойственная
человеку качественно особая форма высшей нервной деятельности - система
речевых сигналов (произносимых, слышимых и видимых). Понятие, выдвинутое
И. П. Павловым (1932) для определения принципиальных различий в работе
головного
мозга
животных и человека. Мозг животного отвечает лишь на непосредств.
зрит., звуковые и др. раздражения или их следы; возникающие ощущения составляют
первую сигнальную систему (П. с. с.) действительности. Человек же
обладает помимо того способностью обобщать словом бесчисленные сигналы
П. с. с.; при этом слово, по выражению И. П. Павлова, становится сигналом
сигналов. Анализ и синтез, осуществляемый корой больших полушарий головного
мозга,
в связи с наличием В. с. с. касается уже не только отд. конкретных
раздражителей, но и их обобщений, представленных в словах. В. с. с. возникла
в процессе эволюции, в процессе обществ, труда. Способность к обобщённому
отражению явлений и предметов обеспечила человеку неогранич. возможность
ориентации в окружающем мире и позволила ему создать науку. П. с. с. и
В. с. с.- различные уровни единой высшей нервной деятельности, но В. с.
с. играет ведущую роль. Формирование В. с. с. происходит только под влиянием
общения человека с др. людьми, т. е. определяется не только биол., но и
социальными факторами. Характер взаимодействия П. с. с. и В. с. с. может
варьировать в зависимости от условий воспитания (социальный фактор) и особенностей
нервной системы (биол. фактор). Одни люди отличаются относит, слабостью
П. с. с.- их непосредств. ощущения бледны и слабы (мыслит, тип), другие,
наоборот, воспринимают сигналы П. с. с. ярко и сильно (художественный тип).
Для полноценного развития личности необходимо своеврем. и правильное развитие
обеих сигнальных систем. В изучении В. с. с. вначале преобладало накопление
фактов, характеризующих значение обобщающей функции словесных сигналов,
а затем - вскрытие нервных механизмов действия слова. Установлено, что
процесс обобщения словом развивается как результат выработки системы условных
связей (см. Условные рефлексы); при этом имеет значение не только
количество связей, но и их характер: связи, выработанные во время деятельности
ребёнка, облегчают процесс обобщения. При воздействии словесных сигналов
наблюдаются стойкие изменения возбудимости, большая сила, частота
и длительность электрич. разрядов в нервных клетках определённых пунктов
коры мозга. Развитие В. с. с.- результат деятельности всей коры больших
полушарий; связать этот процесс с функцией какого-то ограниченного отдела
мозга невозможно.


Лит.: Павлов И. П., Поли. собр.
трудов, т. 1-5, М.- Л.. 1940 - 49; Красногорский Н. И., Труды по изучению
высшей нервной деятельности человека и животных, т. 1, М., 1954; Бойко
Е. И., Основные положения высшей нейродинамики, в сб.: Пограничные проблемы
психологии и физиологии, М., 1961; Кольцова М. М., Обобщение как функция
мозга, Л., 1967. М. М. Кольцова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я