ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ

ВСЕЛЕНСКИЕ СОБОРЫ , съезды высшего
духовенства христианской церкви: патриархов, архиепископов, епископов.
На В. с. обсуждаются вопросы и выносятся решения богословского, церк.-политич.,
дисциплинарного характера. Православная церковь признаёт лишь семь первых
В. с., происходивших до разделения церквей (начало к-рому было положено
в 3-й четв. 9 в.) и созывавшихся рим., затем визант. императорами для усиления
христ. церкви как господствующей. После разделения церквей папы римские
возобновили съезды высшего духовенства католич. церкви, продолжая, однако,
именовать их В. с. и соответственно присваивая им порядковые номера в продолжение
первых семи.



Вселенские соборы (с указанием важнейших
из ставившихся на них вопросов): 1) 1-й Никейский, 325 (осуждение арианства,
выработка
"символа веры", лёгшего в основу ортодоксального христианства);
2) 1-й Константинопольский, 381 (повторное осуждение арианства, подтверждение
ортодоксального учения о троице); 3) Эфесский, 431 (осуждение несторианства);
в
449 был созван новый Эфесский собор, на к-ром победили монофиситы,
но
к-рый следующим собором был объявлен "разбойничьим" и соответственно исключён
из числа В. с.: т. о., 4-м В. с. считается собор 451; 4) Халкидонский,
451 (осуждение монофиситства, отмена решений Эфесского собора 449); 5)
2-й Константинопольский, 553 (уступка монофиситам: осуждение 3 церк. писателей
5 в., последователей несторианства; до кон. 6 в. рим. церковь отказывалась
принять решения этого собора); 6) 3-й Константинопольский, 680-81 (осуждение
монофелитов);
в 692 в Константинополе был созван Трулльский собор (заседания проходили
в дворцовых покоях, именуемых Трулло), его решения дополняли каноны 5 и
6-го В. с., поэтому он рассматривается как дополнение к 5 и 6-му соборам
(отсюда известен под назв. "Пятошестого"); 7) 2-й Никейский, 787 (осуждение
иконоборчества); 8) 4-й Константинопольский, 869-70 (осуждение константинопольского
патриарха Фотия; собор обнаружил острые противоречия между зап.-христ.
и вост.-христ. церквами; оформившиеся впоследствии православие и католицизм
оценивают собор различно: католицизм признаёт его 8-м вселенским, православие
не признаёт); 9) 1-й Латеранский (Латеранские соборы проводились в Латеранском
дворце - резиденции пап в Риме), 1123 (утверждение Вормсского конкордата,
положившего конец борьбе за инвеституру); 10) 2-й Латеранский, 1139
(осуждение Арнольда Брешианского); 11) 3-й Латеранский, 1179 (осуждение
валъденсов, катаров, установление по рядка избрания пап); 12) 4-й
Латеранский, 1215 (осуждение альбигойцев, вальденсов, санкционирование
инквизиции);
13) 1-й Лионский, 1245 (отлучение Фридриха II
Штауфена); 14) 2-й Лионский, 1274 (уния с православной церковью); 15) Вьеннский,
1311-12, созванный первым авиньонским папой Клементом V (упразднение ордена
тамплиеров);
16) Констанцский, 1414-18 (положил конец "великому
расколу",
казнь Я. Гуса, осуждение Дж. Уиклифа); 17)
Базельский, 1431-49 (см. Базелъский собор; иногда католической историографией
17-м В. с. считается Флорентийский собор, а первые 25 заседаний
Базельского рассматриваются как его начало); 18) 5-й Латеранский, 1512-17
(церк. реформа); 19) Тридентский, 1545-63 (см. Тридентский собор); 20)
1-й Ватиканский, 1869-70 и 21) 2-й Ватиканский, 1962-65 (см. Ватиканские
соборы). Лит.:
Шейнман М. М., Папство, М., 1959; Лозинский С. Г., История
папства, М., 1961; Jedin H., Kleine Konziliengeschichte, Freiburg in Breisgau
- Basel - W., 1959. А. П. Каждая, Б. Я. Ромм.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я