ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ

ВРОЖДЁННЫЕ ИДЕИ термин рационалистич.
философии 17-18 вв. (Р. Декарт, Н. Малъбранш, Г. Лейбниц),
обозначающий
прирождённость уму или субъекту нек-рых общих "идей" или истин. Эти идеи
рационализм
рассматривал как основу объективного знания, всеобщего "отношения идей",
в отличие от сенсуализма 17-18 вв., согласно к-рому всякое "отношение
идей" основывается на чувственных образах, данных в опыте. Понятие В. и.
находилось з центре полемики между рационализмом и сенсуализмом (Декартом
и Т. Гоббсом в 17 в., Лейбницем и Дж. Локком в 18 в.). Это понятие фактически
утверждает тождество и непрерывность сознания в пространстве и времени:
общезначимые надындивидуальные истины являются, с одной стороны, актами
и состояниями сознания отд. индивидов, а с другой стороны, именно в своих
всеобщих характеристиках не могут быть выведены как конечное звено в непрерывной
цепи воздействия внешних вещей на их сознание или внутрипсихич. сцеплений
сугубо индивидуального опыта. Отсюда вводится постулат, что знание нек-рых
истин должно быть прирождено аппарату человеческого познания. По Декарту,
я из себя извлекаю понимание того, что такое вещь, истина, мышление, бог
и т. д., причём эти идеи (в т. ч. и правила метода) не порождены и не приобретены
мною, а прирождены мне. Соединяя исходные В. и. с интуитивным постижением
конкретных предметов внешнего мира и с работой дедукции, можно получить
всю сумму возможных, объективных и универсальных знаний. При этом неважно,
даны ли В. и. актуально,- достаточно их потенциального существования. Лейбниц
подчёркивает, что В. и. даны лишь в виде источников, к-рые постоянно актуализируются.
Постулат В. и. относится к состояниям сознания, к внутр. опыту, а не к
законам и формам мысли - как в понятии априорных трансцендентальных идей,
организующих целостность сознания, у Канта. Исходным моментом введения
постулата В.и. явилось фиксирование рационализмом факта структурности знания,
т.е. наличия у него свойств, не объяснимых тем видом, в каком объект знания
существует вне сознания. Отталкиваясь от этого факта и рассматривая в качестве
познающего субъекта отд. индивида, а объект - как объект чувственности,
рационалисты необходимо должны были прийти к идеалистическому заключению
о существовании В. и.


Лит.: Асмус В. Ф., Учение о непосредственном
знании в истории философии нового времени, "Вопросы философии", 1955, №
5;
1957,
№ 6; 1959, № 11; R о s e F. О., Die Lehre von den eingeborenen Ideen bei
Descartes und Locke, Bern, 1901.

M. К. Мамардашвили.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я