ВОСПИТАНИЕ

ВОСПИТАНИЕ процесс целенаправленною,
систематического формирования личности в целях подготовки её к активному
участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле
В. осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи
и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций,
общественности.


В. тесно связано с обучением; многие его
задачи достигаются гл. обр. в процессе обучения, как важнейшего воспитат.
средства. Вместе с тем воспитат. воздействие на человека оказывают весь
уклад жизни общества, развитие науки и техники, лит-pa, иск-во, средства
массовой информации и пропаганды - печать, радио, телевидение (см. также
Социализация). На определённом уровне духовного развития личности
возникает потребность человека в самоусовершенствовании, к-рое во многом
зависит от самовоспитания.


Осн. виды В.- семейное, или домашнее (см.
Семейное воспитание), и общественное (обществ.-организованное).
Последнее в ходе ист. развития общества приобретает всё большее значение
в формировании личности.


В.- всеобщая и необходимая категория обществ,
жизни. Чтобы сохраняться и развиваться, общество должно производить и воспроизводить
материальные и духовные ценности, а для этого необходимо, чтобы новые поколения,
приходящие на смену, усваивая и используя опыт предшествующих, обогащали
и совершенствовали его, вносили свой вклад в развитие материальной н духовной
культуры. Связь и преемственность между старшими и младшими поколениями
обеспечиваются В. Ему принадлежит ведущая роль и в индивидуальном нравств.,
умств. и физич. развитии человека.


Как явление, присущее всем обществ.-экономич.
формациям, В. имеет нек-рые общие признаки (передача накопленного опыта,
овладение знаниями, забота о здоровье и развитии физич. сил, формирование
мировоззрения и т. д.), но по своим целям, содержанию, организации и методам
В. существенно изменяется в зависимости от ист. развития обществ. отношений.
Разоблачая идеологов буржуазии, отрицавших эту зависимость, К. Маркс и
Ф. Энгельс писали в "Манифесте Коммунистической партии": "А разве ваше
воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными
отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным
вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния
общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают
его из-под влияния господствующего класса" (Соч., 2 изд., т. 4, с. 443).


В первобытном обществе В. ещё не носило
характера специфич. деятельности, оно ограничивалось простым усвоением
жизненно-практич. опыта старших поколений младшими. В. осуществлялось гл.
обр. в процессе трудовой деятельности, а также при проведении различных
обрядов и игр. Оно было направлено прежде всего на физическое развитие
подрастающих поколений, на вооружение их трудовыми умениями и навыками.
Опыт В. обобщался тогда в виде житейских правил, к-рые устно передавались
из поколения в поколение. Поскольку в первобытном обществе не существовало
классов, все дети получали примерно одинаковое В. Разделение труда между
мужчинами и женщинами обусловило нек-рые различия в В. мальчиков и девочек.


С возникновением классов В. становится
классовым; класс эксплуататоров использует его для укрепления своего господства.
Знатные и богатые "свободные" люди Др. Греции и Рима получали разностороннее
по тому времени В. и образование в различных уч.-воспитат. учреждениях.
В. рабов и их детей ограничивалось подготовкой к тяжёлому физич. труду.
Таким образом В. усиливало и закрепляло исторически возникшее в классовом
обществе разделение физич. и умственного труда.


При феодализме В. носило ярко выраженный
сословный характер. В. детей каждого сословия имело свои задачи, содержание
и формы. Так, дети светских феодалов получали преим. рыцарское В. Дети
крестьян воспитывались в семьях в условиях повседневной трудовой жизни.
Дети ремесленников в ранний период средневековья также получали подготовку
к жизни в своих семьях; позднее, в связи с развитием ремесла и торговли,
появились цеховые школы для детей ремесленников и гильдейские школы
для детей торговцев. Во всех школах большое место занимало религиозное
воспитание. Ф. Энгельс указывал, что в период средневековья "... монополия
на интеллектуальное образование досталась попам, и само образование приняло
тем самым преимущественно богословский характер" (там же, т. 7, с. 360).
Религия была объявлена единств, источником истины, наука рассматривалась
как "служанка религии". Средствами воспитат. воздействия церкви являлись
богослужение, проповеди, поучения, исповедь.


В бурж. обществе на смену сословной школе
приходит школа классовая. Бурж. В., проникнутое частнособственнической,
стяжательской психологией и моралью, усугубляло классовые противоречия.
Дети имущих классов, к-рых готовили к тому, чтобы занимать командные посты
в области экономики, политики, науки и культуры, получали соответствующее
В. в привилегированных уч. заведениях. В школах для народа, по выражению
В. И. Ленина, детей рабочих и крестьян "...не столько воспитывали, сколько
натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать
для нее пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе
с тем не тревожили бы ее покоя и безделья" (Поли. собр. соч., 5 изд., т.
41, с. 303).


В совр. условиях в капиталистич. странах
углубляется дифференциация В. различных социальных групп населения. Господствующая
система как в гос., так и в частно-предпринимат. уч. заведениях носит классовый
характер и приводит, как правило, к раздельному обучению и В. детей имущих
и неимущих слоев населения в разных типах школ. На основе отбора ("измерения
интеллекта" путём т. н. тестовых испытаний) дети состоятельных кругов общества,
имеющие возможность получить в семье лучшую подготовку, попадают в привилегированные
ср. школы, открывающие доступ к высшему образованию, детям из менее обеспеченных
семей доступ к высшему образованию затруднён. К. Маркс и Ф. Энгельс, подвергнув
острой критике бурж. В., выдвинули принципы нового, пролетарского В., к-рые
в дальнейшем стали программными требованиями социалистов и коммунистов
в области нар. образования.


В первые годы строительства социализма
в СССР В. И. Ленин говорил: "Только преобразуя коренным образом дело учения,
организацию и воспитание молодежи, мы сможем достигнуть того, чтобы результатом
усилий молодого поколения было бы создание общества, не похожего на старое,
т. е. коммунистического общества" (там же, с. 301). В своей речи на 3-м
съезде РКСМ (1920) В. И. Ленин выдвинул осн. задачи В. человека нового,
социалистич. общества: формирование науч. мировоззрения на основе овладения
и критического освоения всего богатства знаний, накопленного человечеством;
В. молодёжи в труде, ибо "только в труде вместе с рабочими и крестьянами
можно стать настоящими коммунистами" (там же, с. 317); В. коммунистич.
нравственности, в основе к-рой лежит борьба за укрепление и завершение
коммунизма.


Осн. принципы В. детей и юношества в социалистич.
обществе: связь В. с жизнью, с практикой коммунистич. строительства, В.
в труде и в коллективе, развитие инициативы и самодеятельности в сочетании
с тактичным пед. руководством, последовательность, преемственность и систематичность
процесса В., учёт возрастных особенностей воспитанников и индивидуальный
подход к ним. В соответствии с этими принципами применяются и разные методы
В. Особенно большое место занимают методы убеждения и упражнения в процессе
организации разнообразной деятельности воспитанников. К методам пед. воздействия
относятся также поощрение и наказание.


Вопросы теории и методики коммунистич.
В. наиболее полно и последовательно раскрыты в трудах Н. К. Крупской, М.
И. Калинина, А. В. Луначарского, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко и др. сов.
педагогов и парт, деятелей.


В социалистич. странах создана широкая
сеть гос. воспитат. учреждений, в к-рых В. осуществляется планомерно и
систематически, по определённым программам, людьми, получившими спец. пед.
подготовку (см. Воспитатель). В дошкольном воспитании детей значит.роль
принадлежит дошкольным учреждениям. Среди учебно-воспитательных
учреждений важнейшее место занимает школа. Научность и коммунистическая
идейность преподавания основ наук, эффективность различных приёмов и методов
обучения, развивающих самостоятельность, инициативу и познават. способности
уч-ся, правильная организация уроков, взаимопомощь в учении, рациональный
режим уч. работы и, наконец, влияние личности учителя - всё это способствует
решению воспитат. задач. Вместе со школой В. детей и подростков ведут внешкольные
учреждения.
Большая воспитат. работа проводится в школах-интернатах,
детских домах, проф.-технич. уч-щах, ср. спец. уч. заведениях и т. д. Активное
участие в В. детей и молодёжи принимают пионерская и комсомольская организации.
Значит, роль в формировании мировоззрения и морального облика молодых людей
играют высшие уч. заведения.


Воспитат. воздействие на человека оказывается
и в зрелые годы. В. взрослых осуществляется в процессе их производств,
и обществ, жизни, а также в результате воспитат. работы, проводимой парт.,
гос. и обществ, организациями культ.-просвет, учреждениями (библиотеками,
клубами, дворцами и домами культуры, музеями, лекториями и т. д.).


На совр. этапе строительства коммунизма
в СССР главным в идеология, работе является "... воспитание всех трудящихся
в духе высокой идейности и преданности коммунизму, коммунистического отношения
к труду и общественному хозяйству, полное преодоление пережитков буржуазных
взглядов и нравов, всесторонее, гармоническое развитие личности, создание
подлинного богатства духовной культуры" (Программа КПСС, 1969, с. 117).


Формирование нового человека - строителя
коммунистич. общества - главная цель коммунистического воспитания, к-рое
предполагает выработку науч.-материалистич. мировоззрения, превращение
норм коммунистич. морали в личные убеждения и правила повседневного поведения,
интернациональное В. в духе дружбы народов, всестороннее развитие духовных
и физич. способностей людей, В. у них высоких эстетич. вкусов. Всестороннее
развитие личности, сочетающей духовное богатство, моральную чистоту и физич.
совершенство, становится реальным благодаря равным возможностям, к-рые
представляются каждому члену социалистич. общества для творч. труда и образования,
для развития индивидуальных способностей и дарований во всех областях произ-ва,
науки и культуры.


Лит.: Маркс К. иЭнгельс Ф.. О воспитании
и образовании. [Сб.], М., 1957; Л е нин В. И., О воспитании и образовании.
[Сб.], М., 1968; Ленин и проблемы народного образования, М., 1961; Программа
КПСС, М., 1961, ч. 2, разд. 5, пункт 1, 2; Крупская Н. К., Избр. педагогические
произведения, М., 1957; Калинин М. И., О воспитании и обучении. Избр. статьи
и речи, М., 1957; Макаренко А. С., Соч. в 7 томах, т. 5, М., 1958; Шацкий
С. Т., Избр. педагогические сочинения, М., 1958; Основы коммунистического
воспитания, 2 изд., М., 1962. Н. И. Болдырев.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я