ВОЛЬФСОН

ВОЛЬФСОН Семён Яковлевич (1894,
Бобруйск,-1941), советский философ, акад. АН БССР (1928). Проф. Белорусского
гос. ун-та (с 1921), с 1931 директор Ин-та философии и права АН БССР. Автор
первого в СССР вузовского учебника "Диалектический материализм" (ч. 1-2,
1922, ч. 1-3, 6 изд., 1926). Работал также в области социологии.


Соч.: Плеханов, Минск, 1924; Интеллигенция
как социально-экономическая категория, М.- Л., 1926; Социология брака и
семьи, Минск, 1929; Сучасная рэлтйнасьць, Менск, 1930; Супроць расавых
тэорый, Менск, 1935; Семья и брак в их историческом развитии, М., 1937.
В.
А. Сербенгпа.

ВОЛЮНТАРИЗМ (от
лат. voluntas - воля; термин введён Ф. Теннисом в 1883), идеалистическое
направление в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа
бытия. Выдвигая в духовном бытии на первый план волю, В. противостоит интеллектуализму
(или рационализму) - идеалистич. филос. системам, к-р.ые считают
основой сущего интеллект, разум.


Элементы В. имелись уже в философии Августина,
видевшего
в воле основу всех др. духовных процессов, и Дунса Скота с его подчёркиванием
примата воли перед интеллектом (voluntas est superior intellectu-"воля
выше мышления"). Предпосылкой новейшего В. явилось учение И. Канта о
примате практич. разума: хотя существование свободной воли нельзя, по Канту,
теоретически ни доказать, ни опровергнуть, поактич. разум требует постулировать
свободу воли, ибо иначе нравств. закон потерял бы всякий смысл. Исходя
из этого, И. Г. Фихте видел в воле основу личности, а в волевой
деятельности Я - абс. творч. принцип бытия, источник духовного самопорождения
мира. При этом воля у Фихте (как и у Канта, а также последующих представителей
нем. классич. философии - ф. В. Шеллинга
и Г. Гегеля) является
разумной по своей природе, источником осуществления нравств. начала. В
противоположность этому А. Шопенгауэр,
в философии к-рого В. впервые
оформляется как самостоят, направление, даёт иррационалистич. трактовку
воли (см. Иррационализм) как слепого, неразумного, бесцельно действующего
первоначала мира. Кантовскую "вещь в себе" Шопенгауэр истолковывает как
волю, проявляющуюся па различных ступенях объективации; сознанию и интеллекту
Шопенгауэр отводит роль одного из вторичных проявлений воли. У Шопенгауэра,
как и у Э. Гартмана, В. тесно связан с пессимизмом, представлением
о бессмысленности мирового процесса, имеющего своим источником бессознат.
и слепую волю. Во-люнтаристич. идеи Шопенгауэра явились одним из источников
философии Ф. Ницше. См. также Воля.


Термин "В." употребляется также для характеристики
социально-политич. практики, не считающейся с объективными законами ист.
процесса и руководствующейся субъективными желаниями и произвольными решениями
осуществляющих её лиц. См. Субъективизм.


Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, М.,
1969, с. 111 - 12; К n a u e r R., Der Voluntarismus, В., 1907; Marcus
J., Intellektualismus und Voluntarlsmus in der modernen Philosophic, Dusseldorf,
1918.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я