Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ВОЛГО-БАЛТЙЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ

ВОЛГО-БАЛТЙЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ

ВОЛГО-БАЛТЙЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ им.
<В.
И. Ленина (б. Мариинская водная система), искусственный водный путь,
соединяющий Волгу с Балтийским м., а через Беломорско-Баптийский канал
и с Белым м. Выход России к Балтийскому м. в нач. 18 в., возрастание роли
Петербурга требовали удобных водных сообщений с внутр. р-нами страны. Было
создано 3 водных пути-Вышневолоцкая водная система (движение открыто в
1709), Тихвинская (1811) и Мариинская (1810). Мариинская водная система
начиналась у Рыбинска, трасса шла по Шексне, Белому оз., Ковже, искусств.
Мариинскому (позднее Новомариинскому) каналу, проложенному через водораздел
между басс. Волги и Онежского оз., затем по Вытегре, Онежскому оз., Свири,
Ладожскому оз. и Неве (всего ок. 1100 км). Собственно Мариинской
системой являлась часть пути от Волги до Онежского оз. Отходящий от Шексны
Севере-Двинский канал (открыт в 1829) дал выход


через Сухону и Сев. Двину к Белому м. Трудности
плавания небольших плоскодонных судов по озёрам заставили впоследствии
проложить обходные каналы - Белозерский, Онежский и Новоладожский. Для
своего времени Мариинская система была выдающимся гидротехнич. сооружением
и имела большое экономич. значение, но к нач. 20 в. она уже не удовлетворяла
транспортные потребности страны, несмотря на проведённую в кон. 19 в. реконструкцию.


Создание нового водного пути между Онежским
оз. и Волгой началось после Великой Отечеств, войны 1941-45, развернулось
в 1960; 5 июня 1964 В.-Б. в. п. был открыт. Этот путь - звено единой глубоководной
транспортной системы Европ. части СССР, обеспечившее соединение водных
путей, выходящих к Балтийскому, Белому, Каспийскому, Чёрному и Азовскому
морям.


Общая протяжённость пути между Онежским
оз. и г. Череповцом - 368 км. Путь проходит местами по трассе прежней
Мариинской системы, местами же несколько отклоняясь от неё. На В.-Б. в.
п. 5 мощных гидроузлов с 7 однокамерными однониточными шлюзами. На сев.
склоне 4 гидроузла - Вытегорский, Белоусовский, Новинковский и Пахомовский
- расположены на подъёме от Онежского оз. до водораздела (80 м). Пятый
гидроузел (Череповецкий) - на юж. склоне на Шексне, в 50 км выше
Череповца.


На сев. склоне трасса пути совпадает с
руслом р. Вытегра и проходит по водохранилищам, образованным гидроузлами.
Водораздельный бьеф тянется от Пахомовского гидроузла на Вытегре до Череповецкого
гидроузла на Шексне. Судоходная трасса здесь проходит по водораздельному
каналу дл. 40 км (от Пахомовского гидроузла до пос. Анненский Мост),
далее по р. Ковже, Белому оз. и Шексне. Трасса юж. склона проходит по Шексне,
находящейся в подпоре Рыбинского водохранилища.


В.-Б. в. п. доступен для судов грузоподъёмностью
ок. 5000 то, грузы перевозятся без перевалки. Суда идут прямо по озёрам
(вместо движения по обходным каналам). Преобладают перевозки в самоходных
грузовых судах; ведётся сквозная буксировка плотов. Резко возросла скорость
перевозок (Череповец - Ленинград 2,5 - 3 сут против 10-15 до реконструкции).
Значительно вырос грузооборот В.-Б. в. п. по сравнению со старой Мариинской
системой; увеличился удельный вес смешанных железнодорожно-водных перевозок.
Важнейшие грузы: с Кольского полуострова (через Кандалакшу) железорудный
концентрат на Череповецкий металлургич. комбинат; хибинский апатит, апатитовый
концентрат, карельские гранит и диабаз в разные р-ны страны; лес и пиломатериалы
из Архангельской и Вологодской обл. на Юг, в Прибалтику, Ленинград и на
экспорт; чёрный металл из Череповца, донецкий и кузнецкий уголь, уральский
серный колчедан, соликамские калийные соли - для Северо-Запада, Прибалтики
и на экспорт; баскунчакская соль (особенно для Мурманска); зерно. В танкерах
с Волги идут нефтегрузы для Северо-Запада, Прибалтики и на экспорт. Через
Ленинград на В.-Б. в. п. поступают импортные грузы для разных р-нов страны.
В пасс, движении значительно число туристских теплоходов (маршруты из Ленинграда
в Москву, Астрахань, Ростов-на-Дону, Пермь и др.).


Лит.: Гинзбург Н. С., Реконструкция
Волго-Балтийского водного пути, "Изв. Всесоюзного географического общества",
1962, в. 3; Малков В. М., По Волго-Балту, Вологда, 1966. М. Б. Вольф.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я