Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > Историко- и экономико-географический очерк.

Историко- и экономико-географический очерк.

Историко- и экономико-географический очерк. Географич. положение В. и её крупных притоков обусловило уже
к 8 в. её важное значение как торг, пути между Востоком и Западом. Из Ср.
Азии вывозились ткани, металлы, из славянских земель - меха, воск, мёд.
В 9-10 вв. в торговле значит, роль играли такие центры, как Итиль, Болгар,
Новгород, Ростов, Суздаль, Муром. С 11 в. торговля ослабевает, а в
13 в. монголо-тат. нашествие нарушило хоз. связи, кроме басс, верх. В.,
где актив, роль играли Новгород, Тверь и города Владимиро-Суздальской Руси.
С 14 в. значение торг, пути восстанавливается, растёт роль таких центров,
как Казань, Ниж. Новгород, Астрахань. Покорение Иваном IV Грозным в сер.
16 в. Казанского и Астраханского ханств привело к объединению всей Волжской
речной системы в руках России, что способствовало расцвету волжской торговли
в 17 в. Возникают новые крупные города - Самара, Саратов, Царицын; большую
роль играют Ярославль, Кострома, Ниж. Новгород. По В. плавают большие караваны
судов (до 500). В 18 в. осн. торг, пути перемещаются на 3., а экономич.
развитие ниж. В. сдерживается слабой заселённостью и набегами кочевников.
басс. В. в 17- 18 вв. явился осн. р-ном действий восставших крестьян и
казаков во время крестьянских войн под руководством С. Т. Разина и Е. И.
Пугачёва.


В 19 в. происходит значит, развитие Волжского
торг, пути после соединения Мариинской речной системой басс. В. и Невы
(1808); возникает крупный речной флот (в 1820 - первый пароход), на В.
работает огромная армия бурлаков (до 300 тыс. чел.). По В. совершаются
крупные перевозки хлеба, соли, рыбы, а позже нефти и хлопка. Крупное экономич.
значение приобретает Нижегородская ярмарка.


Во время Гражданской войны 1918- 1920 на
В. происходили крупные воен. действия (борьба с белочехами и войсками учредиловских
пр-в в 1918, с колчаковцами и деникинцами в 1919) и она приобрела важное
военно-стратегич. значение. В годы социалистич. строительства в связи с
индустриализацией всей страны значение Волжского пути возросло. С конца
30-х гг. 20 в. В. начинает использоваться также и как источник гидроэнергии.
В период Великой Отечеств, войны 1941-45 на В. произошла крупнейшая Сталинградская
битва 1942-43.
В послевоен. период экономич. роль В. значительно усилилась,
особенно после создания ряда крупных водохранилищ и гидроэлектростанций
(см. Волжский каскад). После окончания постройки Волжско-Камского
каскада ГЭС общая выработка электроэнергии достигнет 40- 45 млрд. квт*ч
в
год. Площадь зеркала водохранилищ составит ок. 38 тыс. км2,
полный
объём - 288 км3, а полезный - 90 км3.
Заволжье,
где находится 4 млн. га земель, пригодных для орошения, обеспечивается
водой из Куйбышевского и Волгоградского водохранилищ. Будут произведены
работы по обводнению 9 млн. га и орошению 1 млн. га
земель
Волго-Уральского междуречья. Сооружается (1971) Волго-Уральский канал протяжённостью
425 км и расходом воды ок. 400 м3/сек.
Речная
система включает более 41 000 км сплавных и ок. 14 тыс.
км судоходных
путей.


В. соединена с Балтийским м. Волго-Балтийским
водным путём им. В. И. Ленина, Вышневолоцкой и Тихвинской системами; с
Белым м.- через Северо-Двинскую систему и через Беломорско-Балтийский канал;
с Азовским и Чёрным морями - через Волго-Донской канал им. В. И. Ленина.
В басе, верхней В. расположены крупные лесные массивы, в Среднем и частично
в Нижнем Поволжье большие площади заняты посевами зерновых и технических
культур. Развиты бахчеводство и садоводство. В Волго-Уральском районе -
богатые месторождения нефти и газа (см. Волга-Уральская нефтегазоносная
область
). Близ Соликамска-крупные залежи калийных солей. В Нижнем Поволжье
(оз. Баскунчак, Эльтон) - поваренная соль. В В. обитает ок. 70 видов рыб,
из них 40 промысловых (важнейшие: вобла, сельдь, лещ, судак, сазан, сом,
щука, осётр, стерлядь). О хоз. значении В. см. также в ст. Волжского
бассейна речные порты.



Лит.: Соколов А. А., Гидрография
СССР (воды суши). Л., 1964; Г и н к о С. С., Покорение рек, Л., 1965: Стражевский
А., Шмелев А., Ленинград-Астрахань - Ростов-на-Дону. (Путеводитель), М.,
1968; Российская Федерация. Европейский Юго-Восток, М., 1968 (Серия "Советский
Союз"); Чернецов Г. Г., Чернецов Н. Г., Путешествие по Волге, М., 1970.

П. С. Кузин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я