ВОЗРАСТ

ВОЗРАСТ человека, этап развития
человека,
характеризуемый
специфическими для него закономерностями формирования организма и личности
и относительно устойчивыми морфофизиологич. и психологич. особенностями.
Будучи этапом биол. созревания организма, обусловленным генетич. детерминантами,
В. вместе с тем есть конкретный результат и стадия социально-психологич.
развития личности, определяемая условиями жизни, обучением и воспитанием.
Содержание и формы обучения и воспитания исторически складываются и видоизменяются
применительно к В., оказывая, в свою очередь, влияние на определение его
границ и возможностей. В современной педагогике и возрастной психологии
различаются (с учётом известной относительности границ) младенческий
В. (от рождения до 1 года), преддошкольный В., или В. раннего детства (от
1 года до 3 лет), дошкольный В. (от 3 до 7 лет), младший школьный В. (от
7 до 10 лет), подростковый, или средний школьный, В. (от 10 до 15 лет)
и старший школьный В., или В. ранней юности (от 15 до 18 лет). За этими
пределами общепринятой классификации В. в лит-ре нет; специально выделяется
лишь старческий В. В связи с отмечаемым в 20 в. увеличением продолжительности
жизни
изучаются (геронтологией, геронтопсихологией) проблемы
продления периода активной деятельности человека (см. также Старение).
Для каждого В. характерна своя структура познавательных, эмоциональных
и волевых свойств и качеств, форм поведения, типов отношения к окружающему,
свои особенности строения и функционирования различных органов и систем
организма. Эта структура, однако, не является неизменной: в 20 в. отмечается
общая акцелерация физич. и умств. развития детей; с др. стороны,
пед. теория, решая задачу оптимизации обучения, способствует расширению
возможностей В. и границ усвоения знаний. В обучении должен учитываться
не только достигнутый уровень развития, но и перспективы развития (понятие
"зоны ближайшего развития", по Л. С. Выготскому):
педагогу необходимо
знать не только то, что присуще детям данного В., но и то, что может оказаться,
при определённых условиях, доступным им в ближайшем будущем.


Лит. см. при ст. Возрастная психология.
А. В. Петровский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я