Главная > База знаний > Большая советская энциклопедия > ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ философские
категории, логически описывающие движение, способ существования материи
во времени. Действительность - это то, что уже возникло, существует. Возможность
- это то, что может возникнуть и существовать при определённых условиях,
стать действительностью. Введены др.-греч. мыслителем Аристотелем в связи
с критикой предшествовавшей филос. традиции, к-рая в вопросах возникновения
и движения не выходила за рамки мифологич. истолкования: "двуначальный"
(мужское - женское) подход к порождению и порождённому ("природа"), циклич.
трактовка движения ("рождение - детство - юность - зрелость - старость
-смерть"). Аристотель предложил новое понимание, связанное с удвоением
бытия: "...Возникновение может совершаться не только - привходящим образом
- из несуществующего, но также можно сказать, что всё возникает из существующего,
именно из того, что существует в возможности, но не существует в действительности.
И именно к этому бытию сводится единое Анаксагора; ибо лучше его формулы
„все вместе" ... сказать: „все вещи были вместе - в возможности, в действительности
же - нет"" (Met. XII, 2, 1069 Ь 20-26; рус. пер., М.- Л., 1934). Тем самым
был открыт путь к логич. интерпретации движения, под к-рым Аристотель понимал
переход "... из одного определенного данного в другое" (там же, 1068 а
7). В этом исходном варианте В. и д. отнесены к совокупности форм существования
материи и связаны друг с другом через необходимость, к-рая и обеспечивает
при переходе возможных форм в действительные выполнение законов формальной
логики: стать действительной может одна и только одна из возможных форм
существования. Выбор возможной формы и её перевод в действительность осуществляются,
по Аристотелю, целевой и действующей причинами, причём наличное бытие (энергия)
оказывается действительностью двоякого рода: продуктом внеш. определения
и продуктом самоопределения (энтелехия), доступного лишь одушевлённым
существам.


Аристотелевское понимание В. и д. с небольшими
изменениями господствовало до 17 в., когда формулирование принципа инерции
позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и её самоопределения
через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла,
и Т. Гоббсом было предложено новое, "контактное" толкование В. и д., основанное
на вероятности причинно-обусловленного события (см. Избр. произв., т. 1,
М., 1965, с. 157-58).


В трактовке И. Канта В. и д. отнесены к
представлениям, связанным с модальностью и с существованием во времени:
возможность рассматривается как сумма представлений о вещи за неопределённое
время, действительность - как существование в определённое время, необходимость
- как существование предмета во всякое время (см. Соч., т. 3, М., 1964,
с. 225-26). Вместе с тем эти категории выступают и как постулаты эмпирич.
исследования, отнесённые к разным моментам науч. познания: "1. То, что
согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и
понятия), возможно. 2. То, что связано с материальными условиями опыта
(ощущения), действительно. 3. То, связь чего с действительным определена
согласно общим условиям опыта, существует необходимо" (там же, с. 280).
Тем самым категория возможности была отнесена к нормам мышления, позволив
различить логическую, реальную и практич. возможность. Общим для систем
Ф.Шеллинга и Г. Гегеля является утверждение изначальной онределённости,
"запрограммированности", не оставляющей места выходу за рамки наличного
тождества деятельности и действительности; поэтому любое изменение системы
обнаруживается апостериорно как очередной момент предзаданной временной
целостности (что весьма напоминает этапы мифологич. цикла). При таком подходе
возможность выглядит обеднённо, как абстрактный момент действительности,
а отношение В. и д. представляется как единство внутр. и внеш. вещи в её
свойствах и относящегося к ней многообразия обстоятельств при явном примате
действительности. Вместе с тем рассмотрение В. и д. как категорий бытия,
отвергнутое Кантом, позволило Гегелю сформулировать тезис о разумности
действительности и вытекающей отсюда необходимости познания её реальных
возможностей - условии разумности деятельности.


Категории В. и д. в марксизме, обобщившем
достижения и сохранившем преемств. связь с предложенными Аристотелем, Гоббсом,
Кантом и Гегелем схемами, органично связаны с производит, деятельностью
и специфически социальными характеристиками обществ, бытия. В. и д. рассматриваются
в марксизме прежде всего как свойства бытия. Эта тенденция в анализе В.
и д. продолжает и обобщает линию, представленную Аристотелем и Гегелем
(с учётом различий в др. пунктах этих концепций). Осн. линия марксистского
анализа В. и д. состоит в том, чтобы рассмотреть их как моменты познания
действительности с целью её изменения и раскрыть связь структур бытия и
категорий мышления. М. К. Петров.


Интерпретируя В. и д. как соотносит, понятия,
выражающие осн. моменты движения и развития бытия, диалектич. материализм
рассматривает возможность как менее богатое и конкретное понятие, чем действительность
в широком смысле, т. е. объективный мир в целом с присущим ему различием,
в т. ч. противоборствующими тенденциями. Марксизм указал на 2 взаимосвязанных
момента: на внутр. беспокойство, самодвижение, присущее бытию, к-рое по
мере развития реализует свои собств. возможности, и на роль человеческой
деятельности, обществ, практики, к-рая имеет дело с определ. спектром возможностей
(в т. ч. и создаваемых в самой человеческой истории) и превращает их в
действительность. Действительность в узком смысле и есть реализация существующих
потенций бытия и практики как его социальной формы. В этом смысле человеческая
история - это история раскрытия объективных возможностей бытия, их реализация,
создание новых объективных социально-культурных возможностей и их воплощение
в практике.


В зависимости от характера закономерностей,
лежащих в основе того или иного типа возможностей, различают абстрактную
и реальную возможности. Абстрактная возможность противостоит невозможности
и вместе с тем не может непосредственно превратиться в действительность.
Реальная возможность предполагает наличие объективных условий для её реализации.
Различие между этими двумя типами возможности относительно, т. к. оба они
основаны на объективных, хотя и разного порядка, закономерностях. При изменении
условий абстрактная возможность может перерасти в реальную. Класcич. пример
такого превращения дан К. Марксом при анализе генезиса кризисов: в условиях
капитализма абстрактная возможность кризиса, возникающая из разделения
процесса обмена на два акта - купли и продажи, становится реальной возможностью,
к-рая превращается в действительность. Степень возможности того или иного
явления выражается через категорию вероятности.


В существовании и развитии любого объекта
воплощено единство противоположных тенденций и потому содержатся возможности
разного уровня, направления и значения. Конкретная совокупность реальных
условий определяет, какая из возможностей становится господствующей и превращается
в действительность; остальные же либо превращаются в абстрактную возможность,
либо вообще исчезают. Различают объективные и субъективные условия превращения
возможности в действительность. Последние специфичны для общества: здесь
ни одна возможность не превращается в действительность, помимо деятельности
людей. Вместе с тем субъективный момент деятельности открывает возможности
для её волюнтаристского истолкования и соответствующих попыток реализации.
Однако произвол в истории раньше или позже терпит крах именно в силу того,
что он игнорирует реальные законы действительности, её реальные возможности.
Марксизм подчёркивает решающую роль активности человека, его творч. усилий
в реализации возможностей, в превращении осознанных тенденций обществ,
развития в действительность.


Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе,
Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; е г о же, Капитал, т. 1, там
же, т. 23; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И.,
Крах II Интернационала, Поли. собр. соч. ,5 изд., т. 26, с. 212 - 219;
его же, Философские тетради, там же, т. 29, с. 140 - 42, 321-22, 329 -
30; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия философских наук, Соч., т. 1, М.- Л.,
1929; Проблема возможности и действительности, М.- Л., 1964; Арутюнов В.
X., О категориях возможности и действительности и их значении для современного
естествознания, К., 1967. Л. Е. Серебряков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я