ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ один из видов
транспорта, осуществляющий перевозки пассажиров, почты и грузов возд. путём.
Гл. его преимущество - обеспечение значит, экономии времени за счёт высокой
скорости полёта. В. т. возник в гос-вах Европы и Америки после 1-й мировой
войны 1914-18. Во Франции и Германии, напр., как вид транспорта стал развиваться
с 1920-21. В СССР первая возд. линия открыта в 1923 [Москва- Н. Новгород
(ныне г. Горький)]. В 1970 В. т. СССР связывал более 3500 городов и насел,
пунктов. Одна из таких линий (Москва - Хабаровск - Владивосток) вместе
с ответвлениями охватывает р-ны Урала, Зап. и Вост. Сибири, Крайнего Севера,
Якут. АССР, Д. Востока (включая Курильские о-ва, о. Сахалин и Камчатку).
Подобные магистрали, идущие от Москвы и нек-рых других центров страны во
всех направлениях, т. н. союзные авиалинии, связаны между собой. Кроме
союзных, в СССР действует св. 2 тыс. т. н. местных авиалиний (см. Воздушная
линия).
Ежегодно открывается 30-40 новых линий. Москва - один из крупнейших
междунар. узлов, прямыми авиалиниями связана почти с 200 городами. Крупными
узлами В. т. являются столицы союзных республик, а также Ленинград, Новосибирск,
Свердловск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск, Омск и мн. др. Общая сеть внутр.
возд. линий СССР в 1940 составляла 144 тыс. км, в 1950-300 тыс.,
в 1960-360 тыс., а к 1970 она составила ок. 600 тыс. км. По этим
линиям гражданской авиацией СССР (Аэрофлотом) в 1940 было перевезено
400тыс.чел.,в 1950-1,6млн. чел., в 1960- 16 млн., в 1969 - 68 млн. чел.
Аэрофлот стал крупнейшей авиакомпанией мира.


Увеличились число и протяжённость междунар.
возд. линий. В 1958 трансп. самолёты СССР совершали полёты в 16, а в 1970
в 60 стран Европы, Азии, Африки, Америки. Осн. междунар. порт В. т. СССР
- Шереметьевский аэропорт Москвы; междунар. авиаперевозки осуществляют
Ленинградский, Киевский, Иркутский, Одесский, Ташкентский, Хабаровский
и др. аэропорты. (Карту см. на вклейке к стр. 121.)


Развитие В. т. в СССР ускорилось со 2-й
пол. 50-х гг. благодаря использованию многоместных реактивных самолётов
Ту-104, Ту-114, Ил-18, Ан-10. С созданием реактивных самолётов Ту-124 и
Ан-24 (2-я пол. 60-х гг.) началась замена поршневых машин (Ил-12, Ил-14,
Ан-2) и на местных авиалиниях. К 1969 В. т. на союзных и местных возд.
линиях по пассажирообороту (а также в междунар. сообщении) занял 2-е место
(после ж. д.), а на отд. направлениях (в т. ч. Д. Восток, Ср. Азия, Север)
становится основным. В. т. пополнился (1969-70) новыми самолётами Ил-62,
Ту-134, Ту-154 для эксплуатации на союзных и междунар. авиалиниях; Як-40
и Бе-30 на местных возд. линиях. В дополнение к пасс, вертолётам Ми-4,
Ми-6 появились машины с реактивной тягой - Ми-8, Ми-10 и др. С 70-х гг.
входят в эксплуатацию пасс, самолёты типа Ту-144, имеющие сверхзвуковую
скорость до 2500 км/ч при наличии на борту 120 и более кресел. В
управление движением самолётов, в коммерч. и технич. деятельность предприятий,
агентств, аэропортов широко внедряются автоматика и счётно-решающая техника.
Объём перевозочной работы В. т. СССР составлял в 1965 20%, а в 1969 более
25% мировых авиаперевозок. Доля В. т. СССР в грузообороте страны сравнительно
невелика (в 1969-0, 055% , или 1,95 млрд. т -км). Но в общем пассажирообороте
СССР на долю В. т. приходилось ок. 14% (1969), против 10% (1965). В 1971-75
перевозки пассажиров В. т. возрастут примерно на 70%, что приведёт к дальнейшему
повышению его удельного веса в общем пассажирообороте страны.


В ноябре 1970 СССР вступил в Междунар.
орг-цию гражд. авиации (ИКАО). Сотрудничает с авиакомпаниями и об-вами
социалистич. стран: болг. "ТАБСО", венг. "МАЛЕВ", польск. "ЛОТ", чеш. "ЧСА"
и др. Социалистич. и нек-рые др. страны Европы эксплуатируют сов. самолёты
Ил-18, Ан-24, Ту-134 и др.


В капиталистич. странах В. т. представлен
смешанными гос.-частными, а также частновладельч. компаниями, конкурирующими
между собой и с компаниями др. видов транспорта. В. т. США находится в
руках 12 осн. авиакомпаний, тесно связанных с крупнейшими промышленными
монополиями и банками. Ведущие авиакомпании США, Великобритании, Франции
и др. стран эксплуатируют преим. междунар. авиалинии. В Великобритании
решающее значение имеют 2 связанные между собой авиакомпании-"Бритиш оверсиз
эруэйс" (Брит, заморские авиалинии - "БОАК") и "Бритиш юропиен эруэйс"
(Брит. европ. авиалинии - "БЕА"). "БЕА" выполняет рейсы в 27 европ. стран;
"БОАК" осуществляет возд. связь со странами др. континентов. Во Франции
ведущая авиакомпания по междунар. авиаперевозкам - "Эр Франс", в Нидерландах
- "КЛМ", в Бельгии - "САБЕНА", в ФРГ - "Люфтганза", в Италии - "Алиталия",
в Канаде - "Эр Канада", в Индии-"Эр Индия". Наиболее крупной в капиталистич.
мире по междунар. авиаперевозкам является гос. авиакомпания "Панамерикан
эрлайнс" (США). Входящие в ИКАО 119 гос-в (без СССР) перевезли (1969) на
регулярных возд. линиях 290 млн. пассажиров, в т. ч. авиакомпании США -
160,8 млн. чел., Великобритании - 15,0, Японии - 12,1, Франции - 8,1, Италии
- 5,8 млн. чел. В. т. используется капиталистич. странами как средство
давления на развивающиеся страны. Лидером в борьбе за господство в мировом
капиталистич. В. т. являются авиакомпании США.


Лит.: Гражданская авиация СССР.
1917 - 1967, М., 1968. В. Н. Шапошников.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я