ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ

ВОЕННО-МОРСКОЙ ФЛОТ (ВМФ; в нек-рых
государствах именуется военно-морскими силами - ВМС), вид вооруж. сил,
предназначенный для выполнения стратегич. и оперативных задач на океанских
и мор. театрах воен. действий. Задачи ВМФ выполняет как самостоятельно,
так и совместно с др. видами вооруж. сил. По своим боевым возможностям
совр. ВМФ способен разрушать важные наземные объекты противника, уничтожать
силы его флота в море и в базах, поддерживать сухопутные войска на сухопутных
театрах воен. действий, высаживать мор. десанты и отражать высадку мор.
десантов противника, нарушать океанские и мор. коммуникации противника
и защищать свои мор. коммуникации. ВМФ решает задачи путём проведения мор.
операций.

Советский ВМФ: 1. Ракетная подводная
лодка. 2. Атомная подводная лодка. 3. Противолодочный крейсер "Москва".
4. Противолодочный корабль.



Гл. свойства ВМФ как вида вооруж. сил -
большая ударная мощь его осн. родов сил, высокая манёвренность корабельных
и авиац. группировок, большой пространств, размах действий, способность
скрытно развёртывать свои подводные лодки в районах боевых действий и внезапно
наносить мощные удары по противнику, постоянная высокая боевая готовность
его частей и соединений.


Сов. ВМФ состоит из родов сил: подводных
лодок (см. Подводные силы флота), авиации военно-морского флота, надводных
кораблей (см.. Надводные силы флота), береговых ракстно-арт. войск
и морской пехоты. Гл. родам и сил являются подводные лодки и авиация
ВМФ. В состав ВМФ входят суда вспомогательного флота, различные службы
и части спец. назначения. Подводные лодки подразделяются на ракетные и
торпедные, атомные и дизельные; они вооружены дальнобойными ракетами, приспособленными
для пуска из-под воды, и самонаводящимися торпедами с ядерными и обычными
зарядами. Подводные лодки способны поражать с больших расстояний наземные
объекты противника, ударные группировки его флота, в т. ч. атомные ракетные
подводные лодки, корабли авианосных ударных соединений, а также транспорты
и корабли охранения из состава конвоев. Авиация ВМФ включает: мор. ракетоносную,
противолодочную, разведывательную авиацию и авиацию спец. назначения. Её
гл. задачи: уничтожение подводных лодок, надводных кораблей и транспортов
противника. Мор. ракетоносная авиация вооружена самолётами дальнего действия,
имеющими различные ракеты и обладающими высокой скоростью полёта. Противолодочная
авиация состоит из самолётов и вертолётов, оснащённых средствами для поиска
и уничтожения подводных лодок. Надводные корабли предназначены для ведения
поиска и уничтожения подводных лодок, для борьбы с надводными кораблями,
высадки на побережье противника мор. десантов, обнаружения и обезвреживания
мин и выполнения др. задач. Надводные боевые корабли и катера в зависимости
от их назначения разделяются на классы: ракетные, противолодочные, арт.-торпедные,
противоминные, десантные и др. Ракетные корабли (катера) вооружены управляемыми
ракетами и способны уничтожать надводные корабли и транспорты противника
в море. Противолодочные корабли предназначены для поиска, преследования
и уничтожения подводных лодок противника в прибрежных и удалённых районах
моря. Они вооружены противолодочными вертолётами, самонаводящимися ракетами,
торпедами, глубинными бомбами. Лрт.-торпедные корабли (крейсера, эскадренные
миноносцы и др.) применяются гл. обр. для охранения кораблей и судов на
мор. коммуникациях, десантных отрядов на переходе морем, для огневой поддержки
десантов при высадке на берег и выполнения др. задач. Противоминные корабли
предназначены для обнаружения и уничтожения мор. мин, поставленных противником
в районах плавания своих подводных лодок, надводных кораблей и транспортов.
Они оснащены радиоэлектронными средствами, способными обнаруживать донные
и якорные мины, и различными тралами для обезвреживания мин. Десантные
корабли используются для перевозки морем и высадки на побережье и острова
противника подразделений и частей мор. пехоты и сухопутных войск, действующих
в качестве мор. десанта. Береговые ракетно-арт. войска предназначены для
обороны побережья страны и важных объектов флота (фронта) на берегу от
ударов сил флота противника с моря. Мор. пехота используется для действий
в составе мор. десантов совместно с сухопутными войсками и самостоятельно,
имеет спец. вооружение и различную плавающую боевую технику. Главные задачи
вспомогательных судов - обеспечение базирования и боевой деятельности подводных
лодок и надводных кораблей.


В организац. отношении Сов. ВМФ состоит
из флотов (Краснознамённых Северного, Тихоокеанского, Черноморского и дважды
Краснознамённого Балтийского), Краснознамённой Каспийской флотилии, морской
авиации, морской пехоты и береговой артиллерии. Во главе ВМФ стоит главнокомандующий
- зам. министра обороны СССР. Ему подчиняются Гл. штаб и центр, управления
ВМФ. Пост главнокомандующего ВМФ (пли соответствующую ему должность) занимали
В. М- Альтфатер (окт. 1918- апр. 1919), Е. А. Беренс (май 1919- февр. 1920),
А. В. Немитц (февр. 1920- дек. 1921), Э. С. Панцержанский (дек. 1921 -
дек. 1924), В. И. Зоф (дек. 1924-авг. 1926), Р. А. Муклевич (авг. 1926-
июль 1931), В. М. Орлов (июль 1931- июль 1937), М. В. Викторов (авг. 1937-янв.
1938), П. А. Смирнов (янв.- авг. 1938), М. П. фриновский (сент. 1938- март
1939), Н. Г. Кузнецов (апр. 1939- янв. 1947), И. С. Юмашев (янв. 1947-
июль 1951), Н. Г. Кузнецов (июль 1951- янв. 1956), С. Г. Горшков (с янв.
1956).


ВМФ социалистич. стран (НРБ, ГДР, ПНР,
СРР и др.) состоят из надводных кораблей различного назначения, подводных
лодок, мор. авиации и частей мор. пехоты.


ВМС США, Великобритании и Франции включают:
ударные силы (атомные ракетные подводные лодки и ударные авианосцы), противолодочные,
эскортные и амфибийные силы, авиацию ВМС и мор. пехоту. Атомные ракетные
подводные лодки имеют на вооружении по 16 ракет "Поларис" или "Посейдон"
и предназначены для поражения наземных объектов противника на дальности
до 4600 км. Ударные авианосцы рассматриваются как осн. средство
флота в борьбе с мор. противником в локальных и ограниченных войнах и резерв
стратегич. сил в ядерной войне. Противолодочные силы предназначены для
борьбы с подводными лодками и включают: противолодочные авианосцы, несущие
на себе противолодочные самолёты и вертолёты; атомные и дизельные противолодочные
подводные лодки, вооружейные торпедами и ракето-торпедами; крейсера, фрегаты,
эскадренные миноносцы и др. корабли. Корабли с ракетно-зенитным вооружением
используются для противовозд. обороны авианосных ударных соединений, авианосных
противолодочных групп, соединений амфибийных сил на переходе морем, а также
для охраны конвоев. Амфибийные силы служат для десантирования войск и состоят
из десантных вертолётоносцев, десантных кораблей и судов различного назначения.
Авиация ВМС включает авианосную авиацию и соединения базовой авиации. Её
гл. задача - борьба с силами флота противника, нанесение ударов по наземным
объектам и поддержка десантов и сухопутных войск с моря. Мор. пехота предназначена
для действий в самостоят, десантных операциях флота и в операциях, проводимых
совместно с ВВС и сухопутными войсками, где используется как первый штурмовой
эшелон.

Советский ВМФ: 5. Ракетный корабль.
6. Ракетный крейсер. 7. Ракетный катер. 8. Морская пехота.



В организац. отношении ВМС США состоят
из двух стратегич. флотов - Атлантического и Тихоокеанского, из к-рых выделяются
оперативные флоты (объединения специального назначения) для выполнения
оперативных и стратегических задач в различных районах земного шара. Общее
руководство ВМС США осуществляет воен.-мор. министр, к-рый подчиняется
министру обороны. Органом оперативного руководства ВМС США является Мор.
штаб. В Великобритании функции руководства ВМС выполняет нач. штаба ВМС
- первый морской лорд. ВМС Франции возглавляет гос. секретарь по ВМС; оперативное
руководство возложено на штаб ВМС, начальником к-рого в мирное время является
помощник гос. секретаря по ВМС, а в воен. время - главнокомандующий ВМС.


В состав ВМС Италии, ФРГ, Канады, Турции,
Норвегии, Бельгии, Нидерландов, Португалии и др. стран - членов НАТО, а
также Швеции, Австралийского Союза, Аргентины, Бразилии, Объединённой Арабской
Республики, Индии, Израиля, Пакистана, Японии и др. входят дизельные подводные
лодки, боевые надводные корабли, в т. ч. (в нек-рых странах) вооружённые
ракетами, авиация ВМС, мор. пехота и вспомогат. суда.


История возникновения и развития ВМФ уходит
в глубокую древность, флот н мореплавание зародились в Др. Китае, Египте,
Финикии и др. рабовладельч. гос-вах. Первоначально строились торговые суда,
а затем военные (гребные корабли), к-рые наибольшее развитие получили в
Др. Греции и Риме (см. Гребной флот). В греч. флоте в 5 в. до н.
э. осн. классом боевого корабля была триера. Наиболее распространёнными
типами кораблей рим. флота в 3-2 вв. до н. э. являлись трирема (то
же, что триера) и пентера (корабль больших размеров с 5 рядами вёсел).
В 1 в. до н. э. в Риме наряду с этими типами кораблей получили распространение
либурны - небольшие корабли с однорядным размещением вёсел и большей манёвренностью.
В качестве гл. оружия использовался таран (удар носовой частью корабля
по кораблю противника), а также метат. машины - баллисты и катапульты,
устанавливавшиеся в носовой части корабля и стрелявшие камнями и зажигат.
снарядами, флот использовался гл. обр. для уничтожения неприятельского
флота. в море. Основой мор. тактики был бой с применением метательного
оружия, а затем абордажа или тарана.

Корабли гребного и парусного флотов:
9. Римская трирема. 3 в. до н. э. - 11 в. н. э. 10. Галера. 7 - 8 вв. Венеция.
11. Русская ладья. 9-17 RB. Новгород. 12. Линейный корабль. 1646. Франция.
13. Русский линейный корабль "Св. Павел". 1794.



В 7 в. венецианцы на основе рим. либурны
создали улучшенный тип гребного корабля - галеру, к-рая постепенно
вытеснила др. типы гребных кораблей и к концу раннего средневековья стала
осн. боевым кораблём. С 10-11 вв. в ряде средиземноморских стран появляются
парусные суда, наз. нефами. Парусные корабли, от к-рых берут своё начало
воен. флоты Англии, Франции, Голландии, Дании и Швеции, появились также
в Северном м., где мореплаванием занимались англосаксы, норманны и датчане.
Корабли норманнов, наз. дракарами (драконами), достигали в длину 30-40
м.
В
качестве гл. движителя они имели прямые паруса, в качестве вспомогательного
- вёсла, располагавшиеся в один ряд по 16-32 весла с каждого борта. Переход
от гребных судов к парусным в основном завершился к сер. 17 в. В отд. странах
(напр., в России и Швеции) гребные боевые корабли существовали до 19 в.
Большое влияние на переход от гребного флота к парусному оказали Вел. геогр.
открытия 15-16 вв. Развитие парусного флота значительно ускорилось с изобретением
пороха и усовершенствованием артиллерии, к-рая постепенно превращалась
в гл. оружие парусных кораблей. Тактика первых парусных флотов 15-16 вв.
ещё мало отличалась от способов ведения боя гребного флота.


В 17 в. в Великобритании, франции, Испании
и Голландии создаются постоянные воен. флоты. Для строительства кораблей
и управления флотом были созданы верфи и учреждены адмиралтейства. На основе
опыта 1-й англо-голл. войны 1652-54 впервые была установлена классификация
кораблей и определены их задачи. В зависимости от водоизмещения, количества
пушек и численности экипажа корабли подразделялись на 6 рангов. Корабли
первых трёх рангов, имевшие от 44 до 100 орудий, получили назв. линейных
кораблей.
Они являлись осн. боевым ядром флота и предназначались для
арт. боя; корабли 4-го и 5-го рангов наз. фрегатами и использовались
для разведки и действий на мор. коммуникациях; корабли 6-го ранга применялись
как посыльные суда. В ходе англо-голл. войн впервые сложилась боевая организация
парусного
флота.
Он стал подразделяться на 3 эскадры, каждая из к-рых, в свою
очередь, делилась на 3 дивизии: авангард, центр и арьергард. Тактика ведения
мор. боя парусными флотами заключалась в том, чтобы, построив корабли в
кильватерную колонну, занять наветренное положение по отношению к противнику
и, сближаясь с ним, уничтожить его корабли огнём своей артиллерии. Когда
артиллерия не достигала решающего успеха, в бой вводились брандеры,
иногда
бой доходил до абордажных схваток.


В России зарождение ВМФ относится к 6-7
вв. Однако до 18 в. флот большого развития не получил (см. Русский военно-морской
флот).
Начало созданию регулярного флота положено в 1696, когда по
указу Петра I приступили к строительству Азовского флота. В ходе
Сев. войны 1700-21 за сравнительно короткий срок в России был создан сильный
ВМФ. сыгравший важную роль в завоевании победы над Швецией. Россия выдвинулась
в число первоклассных мор. держав.


Быстрое развитие капитализма во 2-й пол.
18 в. привело к ускоренному развитию флотов. Великобритания в 18 в. благодаря
бурно развивавшемуся в борьбе с Голландией и Испанией флоту превратилась
в огромную колон, империю; большие заморские терр. захватила франция. Войны
между Великобританией и Францией велись не только на европ. театре, но
и охватывали Средиземное м., Атлантич. и Индийский океаны. Развитие капиталистич.
произ-ва, воен. техники и науки, многочисл. изобретения и открытия в области
металлургии и кораблестроения в 18 в. позволили значительно улучшить конструкцию
корпусов воен. кораблей, их парусное и арт. вооружение. Водоизмещение крупных
кораблей увеличилось с 1-2тыс. т до 3-4 тыс. т. Одновременно
на линейных кораблях количество орудий возросло до 120-135. Бронзовые орудия
были заменены чугунными, скорострельность корабельной артиллерии увеличилась
до одного выстрела в 3 мин, дальность стрельбы - с 300 до 600 м.
В
Сев. Америке Д. Бушнелл построил подводную лодку, к-рая в 1777 пыталась
атаковать англ, парусный корабль "Игл", но из-за технич. несовершенства
лодки атака не удалась.


В нач. 19 в. появились паровые боевые корабли.
Первый опытный пароход "Клермонт" (водоизмещение 150 т, машинный
двигатель 24 л. с., скорость хода до 5 узлов) построен Р. фултоном в Америке
в 1807. В рус. флоте первый вооруж. пароход "Ижора" построен в 1826. В
1830-х гг. в ряде стран, в т. ч. и в России (1836), были созданы пароходо-фрегаты
(водоизмещение до 1400 т, мощность машины 250-300 л. с., скорость
хода 8-9 узлов, вооружение: 20-28 пушек малого калибра или 16 орудий крупного
калибра). Пароходо-фрегаты вместе с парусными кораблями входили в состав
воен. флотов и использовались для разведки, как посыльные суда и для буксировки
парусных кораблей. С изобретением в 1-й пол. 19 в. гребного винта начали
строить линейные корабли с паросиловыми установками. В это же время на
вооружение флотов нек-рых стран (Франция, Россия и др.) поступили бомбические
пушки калибром 68-80 фунтов (200-220 мм), к-рые стреляли разрывными
бомбами и, помимо разрушения борта, вызывали сильные пожары на кораблях.
В 1-й пол. 19 в. на вооружение рус. флота было принято минное оружие.


В результате опыта Крымской войны 1853-56
все страны во 2-й пол. 19 в. перешли к строительству парового броненосного
флота с толщиной брони до 610 мм. Калибры гладкоствольной корабельной
артиллерии увеличились до 460 мм. Большое влияние на строительство
флота оказали развитие минного оружия и появление в 70-х гг. 19 в. самодвижущейся
мины, получившей назв. торпеды, что вызвало необходимость усиления живучести
и непотопляемости кораблей делением корпуса на отсеки. Теоретич. основой
решения этой проблемы явились труды выдающихся рус. учёных С. О. Макарова
и
А. Н. Крылова. Основой ударной мощи флота стали новые корабли -
броненосцы
с
мощным арт. вооружением и сильной бронёй. Первоначально это были
корабли, имевшие деревянный или жел. корпус, защищённый броневым поясом
(толщиной до 150 мм), проходившим по всему борту корабля. Артиллерия
броненосца насчитывала до 30 орудий. В 1861 был построен первый рус. жел.
броненосный корабль "Опыт". Позднее были созданы казематные, барбетные
и башенные броненосцы. В 70-х гг. 19 в. отказались от использования на
броненосных кораблях парусов в качестве вспомогат. движителя и перешли
к постройке безрангоутных (не имеющих парусов) мореходных броненосцев.
Одним из первых таких кораблей был русский броненосец "Пётр Великий"
(вступил
в строй в 1877). Завершающим этапом развития броненосного корабля в России
и др. крупных морских державах явилось создание в 1890-е гг. эскадренного
броненосца (водоизмещение до 12 тыс. т, скорость хода 16-18 узлов,
гл. артиллерия - четыре 305-мм орудия, артиллерия ср. калибра -
чаще всего 6 и более орудий 152-мм калибра, броневой пояс 300-450
мм).
Эти корабли обладали большой живучестью и непотопляемостью. Для разведки
и действий на коммуникациях строились крейсера, имевшие неск. меньшее,
чем эскадренные броненосцы, вооружение и броневую защиту, но обладавшие
более высокой скоростью хода. Развитие минно-торпедного оружия привело
к появлению во 2-й пол. 19 в. новых классов кораблей - минных заградителей
и миноносцев. Изменение материально-технич. базы флота потребовало
создания принципиально новой тактики ведения мор. боя. Первым фундаментальным
трудом в этой области явилась книга рус. адм. Г. И. Бутакова "Новые основания
пароходной тактики" (1863). Крупный вклад в разработку основ тактики использования
минно-торпедного оружия внёс адм. С. О. Макаров.


Под влиянием рус.-япон. войны 1904- 1905
решающей силой в борьбе на море во мн. флотах мира были признаны линейные
корабли, совершенствование к-рых шло в направлении увеличения количества
стволов гл. артиллерии, усиления бронирования и повышения скорости хода.
Первый корабль, удовлетворявший этим требованиям, был построен в Великобритании
(1905-06) и получил назв. "Дредноут". В дальнейшем линейные корабли
такого типа стали наз. дредноутами и с их развитием постройка эскадренных
броненосцев прекратилась. Лучшими линейными кораблями того времени были
рус. линкоры типа "Севастополь" (1914), на к-рых впервые были установлены
4 трёхорудийные башни с 12 орудиями 305-мм калибра. Принятое на
этом корабле линейное расположение гл. артиллерии в тактич. отношении являлось
более выгодным, чем линейно-ромбическое на "Дредноуте". Для разведки, борьбы
с эскадренными миноносцами противника и действий на мор. сообщениях во
мн. странах строились лёгкие крейсера. В связи с возросшей ролью торпедного
оружия большие изменения претерпел класс эскадренных миноносцев. Построенный
в России эскадренный миноносец "Новик" (1913) значительно превосходил иностр.
миноносцы в арт., торпедном вооружении, живучести и скорости хода. Быстрое
развитие минного оружия потребовало создания минных заградителей. В 1908-12
Россия приступила к постройке первых в мире тральщиков. В иностр. флотах
для траления мин приспосабливались мелкосидящие торговые и промысловые
суда. Благодаря большим успехам, достигнутым в усовершенствовании двигателя
внутр. сгорания, электромоторов, аккумуляторных батарей и перископов, получило
дальнейшее развитие строительство подводных лодок, к-рые в большинстве
стран предназначались для борьбы с надводными кораблями противника в прибрежных
водах и для разведки. В рус. флоте они использовались также для скрытной
постановки минных заграждений у берегов противника. В 1914-15 по проекту
рус. конструктора Д. П. Григоровича построен первый в мире воен. гидросамолёт.
В
составе Черномор, флота были созданы авиатранспорты, каждый из к-рых мог
принимать до 7 гидросамолётов. Значит, изменения претерпело вооружение
кораблей: увеличились скорострельность крупных орудий (до 2 выстрелов в
1 мин) и дальность стрельбы, начало создаваться противолодочное
оружие, применяться радио. Воен. доктрины мор. держав существ, изменений
не претерпели и до нач. 1-й мировой войны, как и в эпоху парусных флотов,
их осн. положением считалось завоевание господства на море путём ген. сражения
гл. сил флотов. В России большое внимание уделялось ведению оборонит, боя
на заранее подготовленной минно-арт. позиции.

Корабли русского ВМФ начала 20 в.: 14.
Эскадренный броненосец "Ретвизан". 1902. 15. Линейный корабль "Императрица
Мария". 1915. 16. Миноносец "Безупречный". 1902. 17. Подводная лодка "Кайман",
1911.



В 1-й мировой войне 1914-18 участвовали
сотни надводных кораблей, подводных лодок, а на последнем ее этапе и самолётов.
Линейные корабли ввиду резко возросшей угрозы со стороны применения мин,
подводных лодок и др. средств использовались крайне ограниченно. Их развитие
шло по пути увеличения артиллерии гл. калибра и толщины броневого пояса
(до 406 мм), увеличились количество и калибр зенитных орудий, скорость
хода была доведена до 25 узлов, водоизмещение до 35 тыс. т. Линейные
крейсера, имевшие слабое бронирование, не оправдали своего назначения,
и их строительство было прекращено. Широкое применение в ходе войны нашли
лёгкие крейсера, водоизмещение к-рых к концу войны возросло до 8 тыс. т,
а
скорость хода до 30 узлов и более. Кораблями универсального назначения
были признаны эскадренные миноносцы, к-рые стали наиболее многочисленными
в составе флотов воевавших государств. Их водоизмещение было доведено до
2 тыс. т, скорость хода до 38 узлов. Дальнейшее развитие получили
минные заградители и тральщики. Появились спец. типы тральщиков: эскадренные
быстроходные тральщики, базовые тральщики-искатели и катера-тральщики.
Важную роль в боевых действиях на море сыграли подводные лодки, к-рые превратились
в самостоят, род сил ВМФ, способный успешно решать не только тактич., но
и оперативные задачи. Установилась классификация подводных лодок, к-рые
делились на большие, средние и малые; были созданы транспортные подводные
лодки. Дальность плавания подводных лодок составляла ок. 5500 миль, надводная
скорость ок. 18, а подводная 9-10 узлов, число торпедных аппаратов возросло
до 6, на вооружении имелись 1-2 орудия калибра от 20 до 152 мм. Особенно
эффективно подводные лодки использовались для действий на коммуникациях,
за время войны они потопили ок. 6 тыс. судов. Серьёзная угроза со стороны
подводных лодок потребовала принятия мер по защите крупных надводных кораблей
при возвращении их в базу, на переходе морем и в бою. В ходе войны появились
новые классы кораблей: авианосцы, сторожевые корабли, торпедные катера.
Первый авианосец с взлётно-посадочной палубой был переоборудован в Великобритании
из недостроенного крейсера "Фьюриес" и мог принимать св. 4 разведыват.
самолётов и 6 истребителей. Впервые в боевых действиях на море использовалась
авиация. Она вела разведку, наносила бомбовые удары по кораблям и базам
флота, вела корректировку арт. огня кораблей. Оружием самолётов наряду
с бомбами стали торпеды. ВМФ начал превращаться в объединение разнородных
сил - надводных кораблей, подводных лодок и авиации, при доминирующем положении
надводных сил.

Корабли иностранных флотов периода 2-й
мировой войны 1939 - 45: 18. Линейный корабль (Великобритания). 19. Линейный
корабль (фаш. Германия). 20. Авианосец (США). 21. Эскадренный ниноносец
(США). 22. Подводная лодка (США). 23. Авианосец (Япония). 24. Крейсер 1-го
класса (Япония).



В период между 1-й и 2-й мировыми войнами
строительство флотов в капиталистич. гос-вах, несмотря на переговоры и
соглашения между мор. держг.вами о нек-ром ограничении гонки мор. вооружений,
продолжалось. В 1936 в фаш. Германии были спущены на воду линейные корабли
"Шарнхорст" и "Гнейзенау", это было прямым нарушением Версальского договора,
чему попустительствовали зап. державы. При водоизмещении 37 тыс. га эти
корабли имели по девяти 280-мм орудий в трёхорудийных башнях, броневой
пояс толщиной по ватерлинии 320 мм и скорость хода 31 узел. В 1939
Германия спустила на воду 2 линейных корабля типа "Бисмарк" (водоизмещение
45 тыс. т, восемь 381-мм орудий, толщина брони 330 мм и скорость
хода 30 узлов). В 1936- 1938 в США были заложены 6 линейных кораблей типа
"Вашингтон" (водоизме щение 35 тыс. т, девять 406-мм орудий,
толщина брони 406 мм и скорость хода 30 узлов). В Великобритании
в это же время началось строительство 5 линейных кораблей типа "Кинг Джордж
V" (водоизмещение 35 тыс. т, артиллерия гл. калибра - десять 356-мм
орудий,
толщина брони 406 мм). Дальнейшее совершенствование линейных кораблей
в США, Великобритании, Японии, Германии и др. капиталистич. странах шло
по линии улучшения их тактико-технич. данных. Устаревшие или недостроенные
линейные корабли, крейсера и торговые суда перестраивались в авианосцы.
В 1937-38 Великобритания, Япония и США перешли к серийному строительству
авианосцев. Стандартное водоизмещение этих кораблей колебалось от 17 до
22,6 тыс. т, скорость хода 30-34 узла. Такими кораблями были амер.
"Энтерпрайс" и "Йорктаун", япон. "Сорю" и "Хирю" и англ. "Арк Ройял". К
нач. 2-й мировой войны 1939-45 в ВМФ Великобритании находилось 7 авианосцев,
США -5, франции -1 и Японии -6. Интенсивно строились крейсера, эскадренные
миноносцы, торпедные катера. Строительство подводных лодок замедлилось.
Во всех флотах имелась бомбардировочная, минно-торпедная, разведыват. и
истребит, авиация. Значит, развитие получило арт. и торпедное оружие кораблей,
были созданы новые неконтактные мины, новое противолодочное оружие, радиолокация
и гидролокация. В воен. доктринах капиталистич. держав недооценивались
развивающиеся силы и средства борьбы на море - авиация, подводные лодки
и возникающие в связи с этим новые способы боевых действий. Несмотря на
то, что исход 2-й мировой войны решался на суше, и в первую очередь на
сов.-герм, фронте, размах вооруж. борьбы на море по сравнению со всеми
предыдущими войнами значительно увеличился. В ней принимали участие св.
6 тыс. кораблей и судов и ок. 14 тыс. самолётов. Ареной вооруж. борьбы
флотов практически стал весь Мировой океан. За годы войны было проведено
36 крупных мор. операций. Борющиеся стороны потеряли 2017 кораблей большого
и среднего водоизмещения. В ходе войны линейные корабли утратили своё прежнее
значение, уступив роль гл. ударных надводных сил флота авианосцам. Линейные
корабли и крейсера стали силами обеспечения авианосцев. Применение авианосной
авиации позволило вести мор. бои в условиях, когда противостоящие группировки
кораблей находились в неск. сотнях миль друг от друга. На таких расстояниях
эскадренные миноносцы нe могли использовать по прямому назначению своё
торпедное оружие, в то же время они приняли на себя значит, часть задач
по охране авианосцев, десантных отрядов, конвоев и защите системы базирования
флота. Видное место в боевых действиях заняли подводные лодки, к-рые использовались
гл. обр. для борьбы с судоходством противника. Только в фаш. Германии в
1939-45 было построено 1175 подводных лодок. Для борьбы с ними применялись
надводные корабли, авиация, подводные лодки и минное оружие. Большое развитие
в ходе войны получила мор. авиация, к-рая превратилась в самостоят, род
сил флота. Особую роль в боевых действиях играла авианосная авиация, применение
к-рой привело к появлению боя авианосных сил и позволило распространить
возд. угрозу для сил флота противника практически на все районы Мирового
океана. Группировки надводных сил, прикрываемые истребителями авианосной
авиации, получили возможность подходить к побережью противника. Применялись
совместные действия сил флота с сухопутными войсками. Возросло число десантных
операций. За годы войны союзниками было высажено более 600 крупных десантов,
из к-рых 6- стратегич. масштаба. Наиболее крупной была Нормандская десантная
операция 1944,
в к-рой участвовали 860 кораблей и св. 14 тыс. самолётов,
обеспечивших высадку трёх общевойсковых армий амер.-англ. войск. Большое
распространение получила радиолокация. В составе флотов использовались
корабли ПВО. В мор. операциях подтвердилось на практике большое значение
скрытности подготовки операций, тщательной разведки, стремительности манёвра,
обеспечения господства в воздухе в районе проведения операции. 2-я мировая
война подтвердила вывод о том, что цели вооруж. борьбы на море должны достигаться
воен.-мор. флотами, состоящими из разнородных сил, при тесном взаимодействии
между ними.


В послевоен. период в строительстве ВМС
капиталистич. государств, прежде всего США и Великобритании, осн. усилия
направлялись на создание атомных ракетных подводных лодок, вооружённых
баллистич. ракетами, а также авианосной авиации и ударных авианосцев. Надводные
корабли начали оснащаться зенитными и противолодочными ракетами различных
классов, а атомные подводные лодки - ракетами средней дальности полёта
(2800-5000 км) стратегического назначения. На авианосную ударную
авиацию возлагаются большие задачи в боевых действиях на море во всеобщей
ядерной войне и в ограниченных пли локальных войнах. Резко возросло насыщение
кораблей и самолётов авиации ВМС различными радиоэлектронными средствами.
Происходит качеств, обновление парка самолётов авиации ВМС. Много внимания
уделяется развитию сил и средств для борьбы с подводными лодками. В связи
с этим увеличилось значение в составе флотов противолодочных и транспортно-десантных
вертолётов, появились новые классы и типы кораблей (десантные и противолодочные
вертолётоносцы и др.). Значительно активизировалось развитие ВМФ ФРГ за
счёт строительства подводных лодок, ракетных кораблей и катеров, противолодочных
кораблей, десантных судов, закупок самолётов и вертолётов для ВМФ.


Советский ВМФ - преемник и продолжатель
лучших традиций рус. флота, создавался и развивался вместе со всеми Сов.
Вооруж. Силами. Декрет о создании Рабоче-Крест. Красного флота был подписан
В. И. Лениным 29 янв. (11 февр.) 1918. Сов. моряки по указанию Ленина 22-27
февр. 1918 перевели из Ревеля в Гельсингфорс сов. воен. корабли, к-рые
Сов. Россия по Брестскому мирному договору обязана была вывести из зап.
части Финского зал. в его вост. часть или немедленно разоружить. В марте
- апр. 1918 корабли совершили переход в Кронштадт и Петроград. Это был
беспримерный в истории Ледовый поход, позволивший сохранить для Сов. России
осн. ядро Балт. флота (236 кораблей и вспомогат. судов, в т. ч. 6 линейных
кораблей, 5 крейсеров, 54 эскадренных миноносца, 12 подводных лодок, 5
минных заградителей, 6 тральщиков, 11 сторожевых кораблей).


В годы Гражд. войны и воен. интервенции
1918-20 Балт. флот оборонял подступы к Петрограду с моря, отражал попытки
англ, флота прорваться в вост. часть финского зал. для поддержки белогвардейцев,
поддерживал на побережье части Красной Армии арт. огнём, обеспечил быстрое
подавление белогвардейского мятежа на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь"
(июнь 1919), являвшихся ключевыми пунктами в обороне Петрограда с моря.
В связи с угрозой захвата кораблей Черномор, флота нем. оккупантами, вторгшимися
на Украину, линейный корабль "Свободная Россия" и 9 миноносцев по приказу
В. И. Ленина были потоплены 18 июня 1918 у Новороссийска; часть кораблей
ушла в Азовское м. и составила ядро Азовской военной флотилии, а часть
была захвачена интервентами. Из кораблей преимущественно Балт. флота за
годы Гражд. войны было создано св. 30 морских, озёрных и речных флотилий.
Наиболее крупные из них - Волжская, Каспийская, Днепровская, Северо-Двинская,
Онежская и Азовская воен. флотилии - совместно с войсками Красной Армии
вели борьбу с речными и озёрными силами противника, нарушали его перевозки
и переправы. В 1918-20 на морях, озёрах и реках было выставлено св. 7600
мин, на к-рых подорвались и затонули 23 боевых корабля и вспомогат. судна
противника. Более 75 тыс. моряков были направлены на сухопутные фронты.
В ходе Гражд. войны зародились элементы сов. военно-морского искусства.


В марте 1921 10-й съезд РКП(б) принял решение
о возрождении и укреплении ВМФ. Личный состав кораблей стал комплектоваться
преим. из фаб.-зав. рабочих. При Политич. управлении Красной Армии был
создан Мор. отдел для руководства партийно-политич. работой на флоте. Началось
восстановление кораблей. В 1922-23 в состав действующих кораблей Балт.
флота вошли линейный корабль "Петропавловск",крейсер "Аврора", учебное
судно "Океан", отд. дивизион, состоявший из 8 эскадренных миноносцев, отд.
дивизион из 9 подводных лодок, отряд траления из 20 тральщиков, финско-Ладожский
отряд пограничной охраны в составе 17 сторожевых судов и др. кораблей.
В состав Черномор, флота в 1923 были введены крейсер "Коминтерн" (б. "Память
Меркурия"), эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Петровский", 2 подводные
лодки и ряд др. кораблей. Одновременно с восстановлением корабельного состава
флота велась подготовка квалифицированных командных кадров. Уч-ще командного
состава флота в 1922 было реорганизовано в Воен.-мор. уч-ще (ныне Высшее
воен.-мор. уч-ще им. М. В. Фрунзе). Летом 1922 механич., кораблестроит.
и электротехнич. отделы этого уч-ща были преобразованы в Мор. инж. уч-ще
(ныне Высшее воен.-мор. инж. уч-ще им. ф. Э. Дзержинского). В 1923 открыты
Высшие курсы специалистов командного состава флота. Началась подготовка
кадров высшей квалификации в Воен.-мор. академии.


К 1928 была отремонтирована значит, часть
кораблей, произведена частичная модернизация линейных кораблей, восстановлены
и модернизированы эскадренные миноносцы, восстановлены воен.-мор. базы.
В годы довоен. пятилеток 1929-40 ВМФ получил сотни новых первоклассных
кораблей. Окрепли Балт. и Черномор, флоты. По решению ЦК ВКП(б) были созданы
два новых флота - Тихоокеанский (1932) и Северный (1933). В 1938 Коммунистич.
партией принята программа строительства большого морского и океанского
флота. В 1937 образован Нар. комиссариат ВМФ. В Севастополе, Баку, Владивостоке
созданы новые воен.-мор. уч-ща. Были заново разработаны боевые уставы и
наставления для ВМФ.


Накануне Великой Отечеств. войны 1941-45
в состав ВМФ входило ок. 1000 боевых кораблей различных классов, в т. ч.
3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев; 218
подводных лодок, 269 торпедных катеров, более 2 тыс. самолётов мор. авиации.
Значительно улучшилась система базирования ВМФ. С первых дней войны ВМФ
надёжно защищал мор. коммуникации, обеспечивал эвакуацию населения, промышленных
предприятий и снабжение войск, блокированных противником с суши. Северный
флот установил непосредственный контакт с ВМС союзников (Великобритания,
США) и обеспечил внеш. коммуникацию, связавшую сев. порты СССР с их портами.
Для обеспечения движения судов в Арктике и, в частности, по Сев. мор. пути
была создана Беломор. флотилия. Мн. приморские плацдармы и воен.-мор. базы
длительное время удерживались совместными усилиями сухопутных войск и флота.
Сев. флот (командующий А. Г. Головко) совместно с войсками 14-й армии вёл
бои на дальних подступах к Кольскому зал. и Мурманску. В 1942 на него была
возложена оборона п-овов Средний и Рыбачий. Балт. флот (командующий В.
ф. Трибуц) участвовал в обороне Лиепаи, Таллина, Моонзундских о-вов, п-ова
Ханко, Ораниенбаумского плацдарма, островов Выборгского зал. и Сев. побережья
Ладожского оз. Флот сыграл важную роль в героич. обороне Ленинграда. Черноморский
флот (командующий Ф. С. Октябрьский, с апр. 1943 Л. А. Владимирский, с
марта 1944 ф. С. Октябрьский) совместно с сухопутными войсками провёл операции
по обороне Одессы, Севастополя, Новороссийска, участвовал в обороне Сев.
Кавказа. На многоводных реках и озёрах для создания оборонит, рубежей использовались
речные и озёрные флотилии: Азовская, из к-рой выделялись отряды кораблей
для действий на pp. Дон и Кубань; Дунайская, Пинская, Чудская, Ладожская,
Онежская, Волжская, отряд кораблей на оз. Ильмень. Ладожская флотилия сыграла
большую роль в обеспечении коммуникации через Ладожское озеро ("дорога
жизни") в осаждённый Ленинград. В 1943 была воссоздана Днепровская, а в
1944 Дунайская речные воен. флотилии. Первая (перебазированная в басс.
Одера) принимала участие в Берлинской операции. Дунайская флотилия вела
бои в басс, реки и участвовала в освобождении Белграда, Будапешта и Вены.
В ходе войны ВМФ высадил более 110 десантов. Тихоокеанский флот (командующий
И. С. Юмашев) и Краснознамённая Амурская флотилия (командующий Н. В. Антонов)
в авг. - сент. 1945 участвовали в разгроме японской Квантунской армии,
в освобождении Кореи, Маньчжурии, Юж. Сахалина и Курильских о-вов.

Корабли Советского ВМФ периода Великой
Отечественной войны 1941-45: 25. Крейсер "Красный Кавказ". 26. Охотник
за< подводными лодками. 27. Торпедный катер.



За время войны Сов. ВМФ потопил 1245 боевых
кораблей и вспомогат. судов и св. 1300 транспортных судов противника. За
выдающиеся боевые заслуги в Великой Отечеств, войне более 350 тыс. моряков
награждены орденами и медалями, 513 чел. удостоены звания Героя Сов. Союза,
а 7 чел.- звания дважды Героя Сов. Союза.


В послевоенное время Советский ВМФ развивался
с учётом боевого опыта. Преимущество отдавалось развитию крупных надводных
кораблей. Велось также строительство дизельных подводных лодок, способных
действовать на больших удалениях от своих баз. Самолётный парк мор. авиации
обновлялся за счёт поступления реактивных самолётов, заменивших поршневыс.
В это же время велась разработка новых боевых технич. средств и оружия.
В нач. 1950-х гг. созданы ядерные заряды для ракет и мор. торпед, успешно
совершенствовались ракеты, предназначенные для поражения наземных и возд.
целей, были разработаны первые корабельные ядерные энергетич. установки
и с 1953 началось строительство атомных подводных лодок. Всё это позволило
ЦК КПСС и Сов. правительству определить новые направления развития ВМФ
и взять курс на строительство качественно нового, океанского, ракетно-ядерного
флота. Корабли стали оснащаться ракетно-ядерным оружием, новейшими радиоэлектронными
средствами. Были созданы атомные подводные лодки различного назначения,
ракетные корабли, катера, противолодочные корабли, способные вести успешную
борьбу с совр. скоростными и глубоководными подводными лодками. Для решения
спец. задач созданы надводные корабли различных классов. Мор. авиация получила
на вооружение более совершенные реактивные самолёты, способные нести на
большие расстояния дальнобойные ракеты. Боевой состав авиации пополнился
новыми противолодочными самолётами и вертолётами. На смену береговой нарезной
артиллерии стали поступать ракетные комплексы, способные надёжно поражать
мор. цели на дальних подступах к побережью. Наряду с технич. развитием
ВМФ совершенствуются формы и способы его оперативно-стратегич. использования.


Лит.: Веселаго Ф. Ф., Краткая история
русского флота (с начала развития мореплавания до 1825 года), 2 изд., М.-
Л., 1939; Шершов А. П., История военного кораблестроения с древнейших времен
и до наших дней, М.- Л., 1940; История Великой Отечественной войны Советского
Союза. 1941 - 1945, т. 16, М., 1963-65; Боевой путь Советского Военно-Морского
флота, [2 изд.], М., 1967; Яковлев В. Д., Советский Военно-Морской флот,
2 изд., М., 1969; В ь гоне н к о Н. П., Мордвинов Р. Н., Военные флотилии
в Великой Отечественной войне, М., 1957; Организация и вооружение армий
и флотов капиталистических государств, 2 изд., М., 1968; Нимиц Ч., Поттер
Э., Война на море (1939 - 1945), пер. с англ., М., 1965; Р о с к о Т.,
Боевые действия подводных лодок США во второй мировой войне, пер. с англ.,
М., 1957; Мэтлофф М., От Касабланки до "Оверлорда", пер. с англ., М., 1964;
Богданов В. М., Военно-морской флот Советской страны. Библиографический
указатель, М., 1947. См. также лит. при ст. Военно-морское искусство.
С.
Г.
Горшков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я