ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ИСКУССТВО

ВОЕННО-ИНЖЕНЕРНОЕ ИСКУССТВО отрасль
военного
искусства,
охватывающая теоретич. исследования и практич. решение проблем
воен.-инженерной подготовки государства к войне и инж. обеспечения ведения
воен. действий. Исследует задачи воен.-инж. подготовки территории страны,
театров воен. действий и вооруж. сил к войне; проблемы инж. обеспечения
подготовки и ведения боя, операции и боевых действий видов вооруж. сил
и родов войск;определяет основы организации и боевого применения в вооруж.
борьбе инж. войск и направления развития средств инж. вооружения, разрабатывает
конструкции инж. сооружений и способы их применения. В совр. понимании
В.-и. и. включает ряд отраслей: фортификацию, воен. дороги, воен. мосты
и переправы, минно-взрывные заграждения, маскировку, полевое водоснабжение,
полевое энергоснабжение, аэродромостроение, инж. обеспечение базирования
ВМФ и др.


Элементы В.-и. и. зародились в древности
и нашли своё первое проявление в умении использовать выгодные свойства
местности (возвышенности, излучины рек и т. п.) и устраивать простейшие
укрепления и заграждения для защиты мест поселений от нападения врагов.
В период рабовладельч. строя возводились сложные искусств, укрепления вокруг
насел, пунктов (Карфаген, 5 в. до н. э., и др.) и вдоль гос. границ (Валы
римские, Великая Китайская стена,
Дербентская стена от Каспийского
моря до Б. Кавказского хребта и др.). Широко применялись полевые укрепления,
предназнач. для защиты войск от нападения противника при расположении лагерем
во время осады крепостей и отдыха, а также в интересах ведения боя. В этих
целях использовались рвы, земляные валы, заграждения из брёвен, жердей,
камней, боевых колесниц и повозок. Вопросы строительства и преодоления
укреплений являлись предметом изучения спец. наук (напр., воен. архитектура
и др.) и освещались в лит. произведениях (труды Филона Византийского, 3
в. до н. э.; Полибия, 2 в. до н. э.; Витрувия, 1 в. до н. э., и др.). Этим
было положено начало развитию фортификации.


Расширение масштабов использования различных
технич. средств в вооруж. борьбе, увеличение численности войск и необходимость
обеспечения передвижения и питания крупных армий обусловили зарождение
и развитие таких отраслей В.-и. и., как воен. дороги, воен. мосты и переправы.
Уже в 5 в. до н. э. предпринимались постройка крупных мостов и наводка
переправ для обеспечения воен. действий (переправа через пролив Дарданеллы
в 480 до н. э., постройка мостов через pp. Рейн и Дунай в 4-1 вв. до н.
э.), применялось дорожное строительство в воен. целях (походы Юлия Цезаря
в Галлию, Бельгию, Германию в 1 в. до н. э.). Всё это привело к необходимости
подготовки специалистов и войск. В армии Юлия Цезаря (1 в. до н. э.) была
введена должность нач. инженеров (magister fabrum), а для спец. воен.-инж.
работ содержались при каждом легионе воен. ремесленники.


В период феодализма появлялись теоретич.
труды по В.-и. и., но они не имели распространения. Позднее, когда стали
складываться капиталистич. отношения и начался этап бурного развития всех
наук, в т. ч. и военных, были созданы фундаментальные теоретич. исследования
(произведения франц. воен. инженера С. Вобана, рус. воен. инженеров А.
3. Теляковского, Ц. А. Кюи, ф.Ф. Ласковского и др.). С изобретением пороха
(14 в.) и взрывчатых веществ стали развиваться подрывное дело и минпо-взрывные
заграждения. Необходимость удовлетворения потребностей войск в воде обусловила
создание такой отрасли В.-и. и., как полевое водоснабжение. Появление скорострельных
пушек, пулемётов и аэростатов обусловило возникновение и развитие воен.
маскировки. Создание авиации потребовало разработки вопросов аэродромостроения,
а развитие ВМФ - разработки инж. обеспечения его базирования.


Русское В.-и. и. развивалось со времени
образования Др.-рус. гос-ва, особенно в области строительства крепостей
(Новгородский кремль, а также Московский, Псковский и др.), подготовки
коммуникаций, устройства заграждений (см. Засечные черты). В походах
Ивана Грозного (16 в.) применялись заранее подготовленные конструкции для
создания укреплений в короткие сроки (укрепления Свияжска), подвижные укрепления
("гуляй-города") и спец. отряды для постройки дорог и мостов. При осаде
Казани (1552) возникла и была осуществлена идея оборудования в инж. отношении
исходного плацдарма для атаки крепости, применено разрушение крепостных
стен взрывом, использованы подвижные укрепления. Разработку способов применения
инж. средств в то время осуществлял талантливый воен. инж. Иван Выродков.
Др. видные воен. инженеры (Василий Кулёмин, Фёдор Конь) руководили строительством
укреплений вокруг Смоленска, Владимира-на-Клязьме, Белого города в Москве
и др., превосходивших по своему уровню зарубежные сооружения. Выдвинутые
и проверенные практикой положения о способах строительства и атаки крепостей
были закреплены в "Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до
воинской науки" (1621).


Дальнейшее развитие рус. В.-и. и. получило
в 18- нач. 19 вв. Видную роль в этом сыграли выдающиеся полководцы того
времени Пётр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов. Петру I принадлежит заслуга
в создании регулярных ииж. войск (1712), в применении переправочных средств,
полевых укреплений для обеспечения боевых действий (Полтавское сражение
1709
и др.), в дальнейшем развитии способов укрепления гос. границ
(см. Пограничные укреплённые линии в России). А. В. Суворову принадлежит
приоритет в разработке методов ускоренной подготовки атаки и способов штурма
крепостей (Измаил и др.), заслуга в развитии переправочного дела. М. И.
Кутузов оценил важную роль инж. войск в вооруж. борьбе и создал в рус.
армии инж. корпус. Под его руководством успешно применялись полевые укрепления
в Бородинском и др. сражениях, использовались воен. мосты и переправы.


Кон. 18 и нач. 19 вв. характеризуются быстрым
ростом В.-и. и. в зарубежных странах (Франция), что существенно повлияло
на развитие рус. В.-и. и. Большое значение приобрели разработка способов
ускоренной постройки шосс. дорог, постановка мостового и переправочного
дела, разрушение дорог и мостов при отходе войск.


Развитие рус. В.-и. и. в 19- нач. 20 вв.
связано с именами видных воен. инженеров А. 3. Теляковского, Э. И. Тотлебена,
Р. И. Кондратенко, К. И. Величко и др. Теляковский создал первый капитальный
теоретич. труд по В.-и. и. "Фортификация" (ч. 1-2, 1839-46), в к-ром раскрыл
связь фортификации с тактикой и стратегией. Во время Севастопольской
обороны 1854
-55 зародилась новая система укреплений войсковых
позиций. Вместо узкой линии бастионов и связывающих их куртин (крепостных
стен) впервые была применена укреплённая полоса глуб. 1000-1500 м, создавались
защищённые позиции для артиллерии, успешно велась подземно-минная борьба,
впервые использован электрич. способ взрыва. В ходе обороны Порт-Артура
1904 применялись взрывные фугасы, заграждения из колючей проволоки, подземно-минная
борьба, система траншей и ходов сообщений, впервые употреблена воен. маскировка
и оборудованы тыловые оборонит, рубежи на значит, глубину. В кон. 19- нач.
20 вв. ведётся разработка теории инж. подготовки территории страны к войне,
чему посвящены труды воен. инж. К. И. Величко ("Инженерная оборона государств
и устройство крепостей", 1903, и др.).


Развитие В.-и. и. в 1-ю мировую войну 1914-18
связано гл. обр. с использованием воюющими сторонами позиционных форм боевых
действий, с разработкой вопросов теории и практич. мероприятий по созданию
глубокоэшелонированных оборонит, полос и обеспечению их прорыва. В ходе
войны были разработаны и применены первые образцы противопехотных и противотанковых
мин, немцы на терр. Франции, Бельгии и Голландии в 1917- 1918 впервые произвели
с помощью их массовые разрушения.


В ходе Гражд. войны и воен. интервенции
1918-20 зародилось сов. В.-и. и., основы к-рого заложены под непосредств.
влиянием В. И. Ленина, к-рый требовал широкого применения инж. средств
в ходе воен. действий. По инициативе Ленина в февр. 1918 учреждена Коллегия
по инж. обороне Республики, к-рая разработала мероприятия по ускоренной
подготовке оборонит, рубежей и укреплённых районов для отражения наступления
войск интервентов и белогвардейцев, предложила способы инж. обеспечения
высокоманёвренных операций Красной Армии, закрепления позиции, подготовки
укреплённых плацдармов. В это время были созданы Воен.-инж. училище и фортификац.
ф-т Воен.-технич. академии. В 1919 вышел труд К. И. Величко "Укреплённые
позиции и инженерная подготовка их атаки", имевший важное значение в становлении
сов. В.-и. и.


В развитии В.-и. и. между 1-й и 2-й мировыми
войнами гл. место занимали вопросы воен.-инж. подготовки гос-в к войне
и проблемы, связанные с созданием системы приграничных укреплений. В зап.
странах (Франция, Германия, Бельгия) строительство укреплённых линий ("линия
Мажино", 1928-38; члиния Зигфрида", 1935-40, и др.) привело к дальнейшему
развитию долговременной и броневой фортификации. Появились новые взгляды
на применение заграждений. Влияние зап. В.-и. и. распространилось на Финляндию
("линия Маннергейма", 1929-39), Грецию и др. страны Европы и Азии. Вместе
с тем получает развитие строительство автомоб. дорог в воен. целях (автострады
в Германии 1934-39, автомоб. дороги в Маньчжурии), в ряде стран развивается
аэродромостроение. В Великобритании и США осн. усилия В.-и. и. направляются
на разработку проблем манёвренного базирования ВМФ и обеспечения гидромобильных
действий войск, в особенности высадки мор. десантов.


Советское В.-и. и. в этот период развивалось
на основе обобщения опыта 1-й мировой и Гражданской войн, а также критич.
оценки взглядов зарубежных теоретиков. В отличие от зап. специалистов,
уделявших осн. внимание дальнейшему развитию способов обеспечения позиционных
форм борьбы и, в частности, созданию приграничных укреплений из сплошных
линий, сов. В.-и. и. разрабатывались способы обеспечения манёвренных боевых
действий в условиях ведения глубоких операций с одновременным решением
проблем воен.-инж. подготовки гос-ва к войне. Вместо сплошных линий пограничных
укреплений сов. В.-и. и. была обоснована и осуществлена зародившаяся в
ходе Гражд. войны идея применения для прикрытия границ системы укреплённых
районов. Становление и развитие сов. В.-п. и. в годы Гражд. войны и в послевоен.
период связано с деятельностью видных сов. учёных - военных инженеров К.
И. Величко, Д. М. Карбышева, Г. Г. Невского, ф. И. Голенкина, Г. X. Потапова,
С. А. Хмелькова, А. П. Шошина, В. В. Яковлева и др. Сов. В.-и. и. принадлежит
приоритет в разработке проблем инж. обеспечения операций и боя. В трудах
сов. учёного воен. инж. Карбышева (30-е гг. 20 в.) "Инженерное обеспечение
наступательной операции", "Инженерное обеспечение оборонительной операции"
и др. разработаны основы теории инж. обеспечения операций и боевого применения
инж. войск. Е. В. Александровым и др. были разработаны принципы боевого
использования инж. войск в бою и операции, предложены способы применения
и устройства заграждений на всю глубину операции. Многие из этих теоретич.
положений были закреплены в Полевых уставах 1936 и 1941, в Наставлении
по инженерному делу 1939, Наставлении по фортификации 1939 и др.


В ходе сов.-финл. войны 1939-40 были заложены
теоретич. основы и выработаны практич. рекомендации по преодолению массированных
минных и др. заграждений, применению групп разграждений, штурмовых групп
и отрядов для прорыва долговременных укреплений ("линия Маннергейма"),
впервые применялись минные тралы и миноискатели.


В нач. 2-й мировой войны В.-и. и. Франции,
Великобритании, Бельгии не смогло предложить эффективные способы противодействия
инж. средствами высокоманёвренным операциям нем. войск, а В.-и. и. Германии
не смогло решить задачу обеспечения прорыва долговременных укреплений "линии
Мажинок В ходе войны В.-и. и. Великобритании и США успешно решило задачи
инж. обеспечения крупных мор. десантных операций (высадка во Франции и
Италии) и действий войск в особых условиях (Сев. Африка, Индокитай и др.),
но отставало в разработке проблем инж. обеспечения операций на континентальных
театрах воен. действий. В этом отношении нек-рые успехи имело В.-и. и.
Германии, но и оно не выдвинуло заметных идей или решений данных проблем.
На развитие В.-и. и. зап. стран в этот период оказывало сильное влияние
сов. В.-и. и.


Разработанные сов. В.-и. и. в довоен. годы
теоретич. положения и практич. рекомендации по воен.-инж. подготовке территории
страны и театров воен. действий к войне, инж. обеспечению операций и боевых
действий войск, по общему направлению развития инж. войск, их тактики,
по характеру развития средств инж. вооружения нашли широкое применение
в Великой Отечеств, войне 1941 - 1945. В организации инж. обеспечения операций
Красной Армии в этой войне принимали участие талантливые сов. воен. инженеры
М- П. Воробьёв, К. С. Назаров, И. А. Петров, А. И. Прошляков, Л. 3. Котляр,
А. ф. Хренов и др. Их усилиями, а также творчеством мн. командиров частей,
войсковых инженеров, штабов инж. войск, учёных Воен.-инженерной и др. академий
обеспечивалось в ходе войны дальнейшее развитие сов. В.-и. и.


В первые годы Великой Отечеств, войны сов.
В.-и. и. успешно разрабатывало систему инж. оборудования гос. рубежей и
стратегич. районов обороны (Московского, Ленинградского и др.), мероприятия
по противодействию высокоманёвренным действиям противника (массовое применение
различных заграждений и пр.). В ходе войны получила развитие и сложилась
система инж. оборудования глубокоэшелонированной позиционной обороны, что
нашло отражение в Полевом уставе и в Руководстве по позиционной обороне
с применением системы траншей. Высокого уровня достигло иск-во обеспечения
прорыва обороны противника, форсирования водных преград, закрепленил инж.
средствами захваченных плацдармов (Сандомирский на Висле, Кюстринский на
Одере, и др.) и штурма городов (Кенигсберг, Берлин и др.). Более чётко
определились роль и место инж. войск в бою и операции, организация их боевого
применения и взаимодействия с различными родами войск, утвердился принцип
массированного применения в операциях инж. сил и средств на важнейших направлениях.


В начале послевоен. периода В.-и. и. всех
стран развивалось на основе обобщения опыта минувшей войны, гл. обр. в
направлении дальнейшего совершенствования форм инж. обеспечения действий
бронетанковых и механизированных войск, способов форсирования водных преград,
принципов устройства и преодоления заграждений, применения приёмов войсковой
и оперативной маскировки. Выводы В.-и. и. закреплены в ряде уставов и наставлений,
изданных после войны в различных странах.


Появление ядерного оружия и поступление
его на вооружение армий неск. государств, разработка др. видов оружия и
техники поставили перед В.-и. и. ряд новых проблем стратегич., оперативного
и тактич. масштаба с учётом перспектив развития средств, форм и способов
вооруж. борьбы. Особую значимость приобретает разработка проблем инж. обеспечения
постоянной боевой готовности войск, инж. мероприятий по защите войск и
объектов тыла от совр. средств поражения, обеспечения боевых действий войск
в условиях массовых разрушений и заражений.


Лит.: Энгельс Ф., Фортификация,
Маркс К. иЭнгельсФ., Соч., 2 изд., т. 14; Ленин В. И., Военная переписка.
1917 - 1922 гг., М., 1966; Ласковский Ф., Материалы для истории инженерного
искусства в России, ч. 1 - 3, СПБ, 1858 - 1865; Теляковский А., Фортификация,
ч. 1-2, СПБ, 1852-1855; Карбышев Д. М., Избр. научные труды, М., 1962;
Тухачевский М., Инженерное соразмерение операций, Избр. произв., т. 1,
М., 1964; Из истории русского военно-инженерного искусства. Сб. ст., М.,
1952; Инженерные войска Советской Армии в важнейших операциях Великой Отечественной
войны. Сб. ст., М., 1958; Военно-инженерное искусство и инженерные войска
русской армии. Сб. ст., М., 1958; 50 лет Вооруженных Сил СССР, М., 1968.
Г.
Ф. Самойлович, В. К. Харченко, А. Д. Цирлин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я