ВОЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

ВОЕННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО или военное
право, система установленных государством правовых норм, закрепляющих принципы
и формы устройства вооруж. сил, регулирующих отношения в области их строительства,
жизни, быта и деятельности и определяющих обязанности, права и ответственность
военнослужащих и др. участников обществ, отношений в области военного строительства.
В воен. время и в местностях, объявленных на военном положении, сфера действия
В. з. обычно расширяется; оно распространяется на наиболее важные в воен.
отношении отрасли нар. х-ва и транспорта, на сферу охраны обществ, порядка
и гос. безопасности и т. п. В. з. является частью правовой системы государства;
отражает черты данного общественно-политич. и гос. строя, закрепляет политику
господствующего класса по вопросам воен. строительства. В. з. призвано,
учитывая специфнч. организацию и назначение вооруж. сил, обеспечить в них
твёрдую воинскую дисциплину, чёткий строй внутр отношений, отвечающий задачам
использования вооруж. сил в определённых политич. делях. Одна из осн. задач
В. з.- обеспечить условия для накопления достаточного количества военнообченных
резервов, поддержания высокой боевой готовности войск.


Советское В. з. выражает и закрепляет ленинские
социалистич. принципы, политику КПСС в области воен. строительства, отражает
подлинно демократия., гуманный характер Сов. гос-ва и его Вооруж. Сил,
стоящих на страже мирного труда сов. людей и защищающих дело мира во всём
мире. В основе советского В. з.- идеи нерасторжимого единства армии и народа,
пролетарского интернационализма и защиты социалистич. завоеваний трудящихся.
Воинский правопорядок в Сов. Вооруж. Силах базируется на социалыю-политич.
единстве их личного состава, на отношениях товарищеского сотрудничества,
уважения, взаимопомощи между офицерским составом, солдатами и матросами.


Советское В. з. является комплексным по
характеру составляющих его правовых норм. Оно включает в себя гл. обр.
нормы гос. и адм. права, а также уголовного, уголовно-процессуального,
финансового права и нек-рых др. отраслей права, поскольку этими нормами
регулируются специфич. отношения по строительству Вооруж. Сил и охране
установленного в них правопорядка. Вместе с тем В. з.- внутренне согласованная
система правовых норм, объединяемых общностью цели и предмета правового
регулирования, поэтому оно с полным основанием может рассматриваться как
военное право, т. е. как комплексная, но относительно самостоятельная и
обособленная система правовых норм.


В. з. учитывает особенности армии как организации,
предназначенной для вооруж. борьбы и основанной в силу этого на строжайшей
воинской дисциплине, полном единоначалии, беспрекословном повиновении,
последовательном централизме в управлении войсками. В то же время сов.
В. з. закрепляет принцип политич. и гражд. полноправия военнослужащих,
содержит твёрдые гарантии законности в воен. управлении. В. И. Ленин, Коммунистич.
партия всегда придавали большое значение строгому и сознательному соблюдению
норм законодательства. В. И- Ленин указывал: "Не за страх, а за совесть
исполнять все законы о Красной Армии, все приказы, поддерживать дисциплину
в ней всячески, помогать Красной Армии всем, чем только может помогать
каждый,- таков первый, основной и главнейший долг всякого сознательного
рабочего и крестьянина..." (Поли. собр. соч., 5 изд., т. 39, с. 152).


К нормам В. з. относятся нормы, определяющие:
устройство Вооруж. Сил; организацию и полномочия органов воен. управления;
порядок комплектования кадров и запаса Вооруж. Сил личным составом; порядок
прохождения военной службы', правовое положение военнослужащих и
военнообязанных; организацию и порядок ведения войскового х-ва; правила
гос. материального обеспечения военнослужащих; права воен. властей в местностях,
объявляемых на воен. положении; основы мобилизации Вооруж. Сил. Одним из
осн. источников сов. В. з. является Закон СССР о всеобщей воинской обязанности
от 12 окт. 1967 (см. Воинская обязанность в СССР).


Характерной формой выражения норм В. з.
служат воинские уставы - своды правил поведения и деятельности военнослужащих.
Источником В. з. являются также нормативные акты, утверждаемые мин. обороны
СССР,- положения, наставления, руководства, инструкции, правила. Составной
частью В. з. являются также Закон об уголовной ответственности за воинские
преступления, Положения о военной прокуратуре, о военных трибуналах,
нормы
уголовно-правового и процессуального характера, определяющие порядок, основания
и особенности привлечения военнослужащих к уголовной ответственности.


В капиталистич. гос-вах В. з. резко отделено
от общей системы права и лишено тех демократич. ин-тов, к-рые провозглашаются
в бурж. конституциях и рекламируются бурж. идеологами, т. к. цель бурж.
В. з.- изолировать армию от народа, отстранить солдат от участия в общественно-политич.
жизни, превратить армию в послушное орудие капиталистич. монополий для
подавления трудящихся масс (напр., использование войск США для подавления
негритянских волнений). В империалистич. армиях для солдат нет к.-л. гарантий
законности; солдаты и матросы фактически лишены политич. прав путём установления
для них многочисл. избирательных цензов. В нек-рых бурж. гос-вах военнослужащие
вообще лишены политич. прав: им запрещается заниматься политич. деятельностью,
свободно выражать своё мнение (напр., в ФРГ по закону О правовом положении
солдат, § 15), установлены тяжёлые наказания за нарушения воинской дисциплины
(напр., в Едином кодексе военной юстиции США). Военное командование располагает
неограниченными по существу возможностями для расправы с неугодными ему
солдатами.


В. з. империалистич. государств в наиболее
открытой форме служит реакц. целям монополистич. капитала; в военной практике
культивируются взгляды тех бурж. идеологов, к-рые утверждают, что когда
гремят пушки, молчат законы, а демократия кончается у ворот казармы.


Лит.: Основы советского военного
законодательства, М., 1966. П.И.Романов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я