ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1924-25

ВОЕННАЯ РЕФОРМА 1924-25 вСССР. После
окончания Гражданской войны и военной интервенции 191$-20
Коммунистич.
партия и Сов. правительство, используя врем, стабилизацию междунар. обстановки,
признали возможным максимально сократить численность Красной Армии и полностью
перевести её на штаты мирного времени. В условиях восстановления разорённого
войной нар. х-ва было признано целесообразным иметь армию, построенную
на смешанном кадрово-территориальном принципе. Это позволяло, с одной стороны,
иметь при минимальных затратах небольшое кадровое ядро армии, способное
в мирное время обеспечить неприкосновенность гос. границ СССР, а в случае
войны быстро отмобилизовать достаточно крупные воен. силы; с другой стороны,
страна получала возможность без длительного отрыва трудящихся от производства
охватить воен. обучением большое количество военнообязанных. Широкая программа
перестройки Сов. Вооруж. Сил, принятая ЦК РКП(б), легла в основу В. р.
Подготовка и непосредств. осуществление её были возложены на спец. комиссию
во главе с М- В. Фрунзе. В. р. проходила в обстановке острой борьбы
с Л. Д. Троцким и его сторонниками, пытавшимися после смерти В. И. Ленина
изолировать ЦК партии от армии, посеять недоверие к ЦК, укрепить своё монопольное
руководство воен. ведомством и не допустить выполнения намеченных преобразований.
В янв. 1925 Троцкий был отстранён от должности наркомвоенмора и пред. РВС
СССР и вместо него назначен М- В. Фрунзе. В результате В. р. Красная Армия
получила твёрдую штатную численность (562 тыс. чел.). В её составе на кадровом
положении находились 26 стрелк. дивизий, почти вся кавалерия, технич. части
и ВМФ. Территориальные войска состояли из 36 стрелк., 1 кав. дивизий, полка
бронепоездов и 3 нац. полков, подразделений и частей войсковой артиллерии.
Смешанная система просуществовала до сер. 30-х гг., когда в связи с возрастанием
угрозы фаш. агрессии и укреплением экономич. мощи СССР был совершён переход
к единому кадровому устройству Красной Армии.


В. р. создала твёрдую и устойчивую войсковую
организацию, осуществила переход к нормальной системе комплектования (установив
один призыв военнообязанных осенью каждого года), ликвидировала текучесть
красноармейского состава, улучшила хоз. и материальное положение частей
и всех категорий военнослужащих, качественно обновила командные кадры и
весь личный состав армии и флота. Была расширена сеть нац. формирований,
заложена плановая система боевой подготовки, поднят авторитет и укреплено
единоначалие руководящего состава, усилена действенность парт.-политич.
работы, установлена более тесная связь между армией и нар. х-вом.


Серьёзную перестройку и сокращение претерпели
все звенья органов воен. управления. Был значительно обновлён состав РВС
СССР, должность Главнокомандующего упразднена. Политич. управление РВС
было преобразовано в Политич. управление РККА во главе с членом ЦК паргии.
Штаб РККА освобождён от несвойственных ему функций. Он был призван ведать
разработкой оперативных планов обороны страны, строительством, подготовкой
и обучением армии. Административные функции были возложены на Главное управление
РККА, к-рое осуществляло руководство учётом и призывом военнообязанных,
штатным устройством, комплектованием частей и соединений, службой войск,
перемещением командного состава. Снабжение армии было сосредоточено в едином
органе - Управлении нач. снабжения РККА. Для руководства технич. видами
Вооруж. Сил (ВВС и ВМФ) созданы соответствующие управления. Вместо губернских
воен. комиссариатов учреждаются территориальные округа (губернские, корпусные,
дивизионные). Первые предназначались для комплектования кадровых и территориальных
формирований, последние два - для комплектования преимущественно территориальных
частей. Территориальные округа объединяли функции строевого и местного
управлений, а также воен. отделов губернских исполкомов. К концу В. р.
была повышена огневая мощь соединений Сухопутных войск, детально отработан
мобилизационный план, повышено значение технических войск.


В период проведения В. р. парт.-комсомольская
прослойка в армии возросла до 26%. В конце 1925 в Красной Армии насчитывалось
74 800 коммунистов и 73 838 комсомольцев, или вдвое больше, чем в 1924.
Число рабочих в составе армейских парт, организаций достигло 40% . Этому
способствовали введение 2-летней программы политич. воспитания и обучения
красноармейцев, учреждение парт, комиссий, принятие 14-м съездом партии
нового раздела Устава "О партийных организациях в Красной Армии" и др.
Территориальные части стали новой формой связи Сов. гос-ва и партии с крестьянством,
открыли пути для работы партии в деревне и укрепления в ней сов. влияния.


В. р. завершилась принятием 18 сент. 1925
Закона об обязательной воен. службе трудящихся в возрасте от 19 до 40 лет.
В нём устанавливалось, что защита интересов СССР есть священная обязанность
всех трудящихся. Закон определял, что всеобщая обязательная воен. служба
включает двухгодичную допризывную подготовку, действительную воен. службу
и пребывание в запасе до 40 лет. Действительная служба состояла: в кадровых
войсках - из непрерывной службы от 2 до 4 лет; в территориальных войсках
- из ежегодных уч. сборов общей длительностью 8-12 месяцев в течение 5
лет; подготовка вневойсковым порядком - из периодич. занятий на уч. пунктах
в течение 6 месяцев за тот же срок службы. См. также ст. Союз Советских
Социалистических Республик,
раздел Вооружённые Силы.


Лит.: КПСС в резолюциях и решениях
съездов, конференций и пленумов ЦК, 7 изд., ч. 1, М., 1954, с. 501 - 02,
568 - 72, 717, 813; ч. 2, с. 113 - 14; КПСС о Вооруженных силах Советского
Союза. Сб. документов. 1917 - 1958, М., 1958; 50 лет Вооруженных Сил СССР
[1918-1968], М., 1968; История КПСС, 3 изд., М., 1969; История КПСС, т.
4, кн. 1, М., 1970; Фрунзе М. В., Избр. произв., т. 1 - 2, М., 1957; Армия
Советская, М., 1969. В. Г. Клевцов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я