ВОДЕВИЛЬ

ВОДЕВИЛЬ (франц. vaudeville), лёгкая
комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Родина В.- Франция. Назв.
происходит от долины р. Вир (Vau de Vire), где жил в 15 в. нар. песенник
О. Баслен. Вначале В. называли песенки в ярмарочных комедиях 1-й пол. 18
в. Как самостоят, театр, жанр В. сложился в годы Великой франц. революции
и вскоре получил оощеевроп. распространение. Классики франц. В.- Э. Скриб,
Э.
Лабиш
-
сохранили мн. черты В. как "народного произведения французов" (А.
И. Герцен): задорное веселье, злободневные намёки. В России В. появился
в нач. 19 в., унаследовав от комич. оперы 18 в. интерес к отечеств, сюжетам.
Раннее развитие В. связано с именами А. И. Писарева, Н. И. Хмельницкого,
А. С. Грибоедова, А. А. Шаховского. В кон. 30-40-х гг. в рус. В. заметны
демократич. тенденции, сближение с реалистич. комедией нравов под влиянием
натуральной
школы
("Лев Гурыч Синичкин" Д. Т. Ленского, водевили Ф. А. Кони, В.
А. Соллогуба, П. А. Каратыгина, Н. А. Некрасова). В кон. 19 в. одноактные
пьесы А. П. Чехова продолжили традицию В. (но без куплетов). В сов. время
шли на сцене водевили В. П. Катаева, В. В. Шкваркина и др. С В. в значит,
степени связаны развитие комедийного актёрского иск-ва 19 в., борьба против
обветшавших традиций классицизма. Игра актёров в лучших образцах В. отличалась
естественностью, непосредственностью, импровизационной лёгкостью диалога,
чувством юмора; она требовала от исполнителя музыкальности, умения петь
и танцевать. Актёры В. владели иск-вом внешнего перевоплощения, трансформации,
играя по нескольку ролей в одной небольшой пьеске. Франц. актёры - В. Дежазе,
Ш. Г. Потье, П. Т. Левассор, Э. Арналь и др., подлинные преемники синтетич.
иск-ва демократич. театра 18 в., блестящие исполнители В.,- внесли свой
вклад в развитие песенной нац. культуры (напр., Дежазе считалась лучшей
исполнительницей песен П. Беранже). В русском театре в В. выступали, наряду
с такими яркими комедийными актёрами, как Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Н.
В. Самойлова, В. И. Живокини, для которых лёгкий жанр был основой репертуара,
крупнейшие актёры-реалисты - М. С. Щепкин, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов,
К. А. Варламов, В. Н. Давыдов и др. Они внесли в исполнительскую культуру
В. психологич. тонкость и сатирич. остроту.


Сов. театр воспитал режиссёров, верно чувствующих
специфику В. (Р. Н. Симонов, Н. П. Акимов и др.), и актёров, овладевших
иск-вом исполнения В. (В. Я. Хенкин, П. Н. Поль, Ф. Н. Курихин, А. Д. Вениаминов,
Н. И. Слонова, С. А. Мартинсон и др.).


Лит.: Русский водевиль, [предисловие
В. В. Успенского], Л.- М., 1959.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я