ВКУС

ВКУС эстетический, способность человека
к различению, пониманию и оценке прекрасного и безобразного в явлениях
действительности и произведениях искусства. В. представляет собой результат
длительного ист. развития. В процессе обществ, практич. деятельности создаётся
человеческий вкус к природе, "...музыкальное ухо, чувствующий красоту формы
глаз,- короче говоря, такие чувства, которые способны к человеческим наслаждениям
и которые утверждают себя как ч е л о в е ч е с к и е сущностью силы" (Маркс
К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произведений, 1956, с. 593). Особое
значение для воспитания В. имеет искусство.


В эстетике нового времени вплоть до 19
в. шли споры, какую природу имеет В.: рациональную или иррациональную,
основывается он на разуме или на чувстве, является прирождённой или воспитываемой
способностью, имеют его суждения всеобщее или индивидуальное значение.
Во Франции категория В. получила рационалистич. решение в сочинениях Н.
Буало,
Ш
. Баттё, Ш. Монтескье, Вольтера и др. Начиная с Буало, находившегося
под влиянием рационалистической философии Декарта, основой В. считается
изучение произв. древности, а его гл. признаками - правдоподобие, разумность,
ясность. В англ, эстетике 17-18 вв. понятие В. приобрело не только эстетич.,
но и нравств. смысл: согласно А. Шефтсбери и Г. Хому, истинный В. обусловлен
не умом и знанием, а характером, гармонич. уравновешенностью в человеке
различных аффектов. В. проявляется не в следовании стеснит, правилам, а
в чувстве правды, в соответствии истине, природе. Англ, философы Ф. Хатчесон,
а затем Э. Бёрк утверждали всеобщность эстетич. В., коренящуюся в общности
психофизиологич. организации всех людей. Д. Юм акцентировал субъективность
вкуса ("о вкусах не спорят").


И. Кант в "Критике способности суждения"
(1790) указал на основную трудность теории вкуса: В. должен быть признан
одновременно и общественным, и индивидуальным, и обязательным для всех,
и зависящим лишь от характера данного индивида, не подчиняющимся рассудочным
правилам. Никакие логич. доказательства и объяснения не могут заставить
человека признать прекрасным то, что ему не нравится, и вместе с тем в
природе В. заложено притязание на то, что прекрасное для одних людей должно
быть прекрасным для всех. Противоречие это, по Канту, неразрешимо: "правила
В." не могут быть сформулированы теоретически и В. может развиваться лишь
при постоянном непосредств. восприятии гениальных художеств, произв., являющихся
образцом вкуса. Г. Гегель подверг критике универсализацию понятия В., в
особенности применительно к оценке и восприятию художеств, произведений.


Марксистско-ленинская эстетика отрицает
абстрактный нормативизм в подходе к В. и рассматривает его как выражение
общественно-ист, культуры человека, проявляющейся во всех областях человеческой
жизни - художеств. творчестве, многообразных видах трудовой деятельности,
в быту, поведении людей и т. п. Видя во В. не только способность к созерцанию
и пассивной оценке, но прежде всего способность к творчеству, марксистская
эстетика преодолевает созерцат. подход в истолковании В., свойственный
просветительской эстетике 18 в., и подчёркивает его деятельную природу
и обществ, предметную обусловленность. По словам К. Маркса, "предмет искусства
...создает публику, понимающую искусство... и способную наслаждаться красотой"
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12, с. 718). Формирование и развитие
В. составляет предмет эстетического воспитания. В ряду проблем социологии
В. важное значение имеет конкретное исследование влияния средств массовой
коммуникации
на формирование эстетич. оценок.


Лит.: М а ц а И. Л., Об эстетическом
вкусе, М., 1963; История эстетики, т. 2, М., 1964, с. 93-100, 140-143,
160-162, 166-172, 274, 284-288, 295-297, 299-307, 362-364, 383-390. 407-409,
491-492, 571-575, 804, 818; Лосев А. Ф. и Шест а-к о в В. П., История эстетических
категорий, М., 1965, с. 258-93; Chambers F. Р., The history of taste, N.
Y., 1932; W e i sb а с h W., Vom Geschmack und seinen Wandlungen, Basel,
1947; ZiegenfuBW., Die Uberwindung des Geschmacks, Potsdam, 1949; Delia
V о 1 p e G.,Critical del gusto, Mil., 1960. Б. И. Вязьмин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я