ВИТРАЖ

ВИТРАЖ (франц. vitrage, от лат.
vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция (в
окне, двери, перегородке, в виде самостоят, панно) из стекла или др. материала,
пропускающего свет. В строит, практике В. также наз. сплошное остекление
фасада или его значит, части. Цветные В., заполняющие оконные проёмы, создают
богатую игру окрашенного света и существенно влияют на эмоциональную
выразительность интерьера. Судя по фрагментам плоского цветного стекла,
найденным в Бени-Хасане (ОАР) и Риме, простейшие В. существовали в Др.
Египте со 2-го тыс. до н. э., а в Др. Риме - с 1 в. н. э. В раннехристианских
базиликах Рима (Санта-Сабина, ок. 430) и Равенны (Сант-Аполлинаре ин Классе,
549) заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, к-рые приглушали
в интерьере яркий дневной свет и создавали своеобразный декоративный эффект
благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естеств. прожилок. В
10- 12 вв. в романских храмах Франции (собор Нотр-Дам в Шартре до перестройки
в 1260; базилика аббатства Клюни, 11 в., не сохранилась) и Германии (собор
в.Аугсбурге, В. нач. 12 в.) появились сюжетные В. из кусков цветного (красного
и синего) стекла, вырезанных по контуру изображений и скреплённых свинцовыми
полосками. Каждая из торжественно застылых фигур святых ("Пророки" собора
в Аугсбурге) заполняла оконный проём. Проникавший сквозь В. окрашенный
свет наполнял интерьер атмосферой таинственности. Это впечатление стало
особенно ощутимым в готич. храмах с их огромной высотой, простором, колоссальными
окнами. В эпоху готики техника В. остаётся той же, что и в романскую, но
обогащается цветовой набор стёкол, усложняются сюжеты, наряду с религ.
сценами появляются бытовые, изображающие труд ремесленников (собор в Шартре,
после 1260). Цветное стекло дополняется бесцветным, вставки к-рого создают
эффект иррационального пространств, фона (Собор Парижской богоматери, В.
13-14 вв., реставрированы в 19 в.), детали порой выполняются росписью.
В 14-15 вв. иск-во В. получает развитие в Англии (В. Вестминстерского аббатства
в Лондоне, собора в Уэлсе и др.), где готич. традиции удерживались вплоть
до 18 в., а также в ряде др. стран (Швейцарии, Италии, Польше). Но постепенно
в В. всё большую роль начинает играть роспись, он утрачивает специфич.
для ср.-век. В. плоскостность, формы дробятся, мельчают. В эпоху Возрождения
эскизы и картоны для В. выполняют такие выдающиеся художники, как Л. Гиберти,
Уччелло, Донателло в Италии, А. Дюрер в Германии, но они мыслят В. чаще
всего как живопись на стекле. В 16 в. для украшения жилища применяют "кабинетные"
В.- однотонные со светскими сюжетами. В эпохи барокко и классицизма В.
почти совсем исчезает из интерьера, вырождаясь в настенные картинки на
стекле. Пробудившийся во 2-й пол. 19 в. интерес к готике вызвал попытки
возродить иск-во В., но всё свелось к стилизациям, не имевшим большого
художеств, значения. Стремление к подчёркнутой эмоциональной выразительности
интерьера порождает В. эпохи "модерна"
("Рыцарь" М. А. Врубеля,
Третьяков, гал.). По-новому подошли к В. художники 20 в. (Ф. Леже, А. Матисс),
к-рые включали свои композиции в единую систему декорировки интерьера,
отводя им роль острых по ритму и насыщ. по цвету осн. акцентов. С сер.
1950-х гг. получили развитие В.-перегородки, используемые как защита от
ветра перед входом в здание, и В.-панно с подсветом. Совр. В. составляют
из кусочков стекла и армируют свинцовой, стальной или пластмассовой лентой.
Применяют бесцветное и цветное стекло. На бесцветное стекло наносят узор
гравированием или травлением плавиковой к-той. Всё чаще создают В. из монолитных
стёкол с росписью спекающимися красками, трёхслойные из органического
стекла,
В. из толстого колотого стекла и цветных зеркал, монтируемых
на цементе или железобетоне. Декоративную обработку стекла для В. ведут
пескоструйным способом, цветным травлением, отливкой и прессованием. Это
позволяет выявлять богатые художеств, возможности стекла, его материальность,
способность быть не только прозрачным, но и сияющим, шероховатым, ноздреватым,
искрящимся. В. приобретают перспективную глубину, пространств, планы. Богатая
цветовая палитра и широкие фактурные градации позволяют создавать как орнаментальные,
так и изобразит, композиции. Сов. художники А. В. Стошкус ("Земля-мать",
1960-61, Гал. витража и скульптуры, Каунас), К. И. Моркунас, Л. Г. Полищук
и др. создают В., посвящённые большим и волнующим явлениям жизни.


Илл. см. на вклейке к стр. 128-129. Лит.:
Мину
хин Е., Витражи, Рига, 1959; A u b e r t М., Le vitrail en France, P.,
1947; W e n t z e 1 H., Meisterwerke der Glasmalerei. В., 1951; Drake W.
J.,A dictionary of glasspainters and "glaysers" of the tenth to the eighteenth
centuries, N. Y., 1955; К n a p p O., Architektur- und Bauglas in Vergangenheit
und Gegenwart, Halle (Saale), 1958, 2. Ausg., В., 1962.

И. М. Глозман.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я