ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ

ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ в и з а н т и
н и с т и к а, отрасль медиевистики, представляющая собой комплекс гуманитарных
наук, изучающих историю, право, язык и культурное наследие (лит-ру, философию,
иск-во и пр.) Византии. В. оформилось как особая отрасль знания
во 2-й пол. 19 в., когда в науке утвердился и самый термин "Византия";
истоки же В. уходят в далёкое прршлое. Вне пределов Византии интерес к
её культуре и истории проявился уже в раннее средневековье в Армении, Грузии,
южнослав. странах и Др. Руси, ист. судьбы к-рых были тесно связаны с империей.
В Западной Европе внимание к Византии стало устойчивым и постоянным с эпохи
Возрождения (охватывавшей 15- 16 вв.) в связи с возобновлением интереса
к античности (Византия считалась продолжением Вост.-Рим. империи, Византия
сохранила памятники антич. культуры, визант. учёные первыми стали их
изучать) и крупными политич. событиями (тур. экспансия на Балк. п-ове,
борьба вокруг унии между зап.-католич. и вост.-православной церквами).
В. вырастало в зап.-европ. странах из исследования антич. авторов, изучения
рим. права (Кодекса Юстиниана) и богословия. Интерес к Византии в Зап.
Европе возрос ещё более после падения Константинополя (1453), когда турки-османы,
завоевавшие Византию, стали угрожать др. европ. гос-вам. С 16 в. В. быстро
развивается во Франции, Италии и Германии. Большую роль в этом сыграли
учёные-греки, эмигрировавшие на 3. в ходе завоевания их родины турками.
С кон. 17 в. важнейшее значение приобрели византиноведческие занятия во
Франции. Науч. основы французского В. заложил Ш Дюканж. Созданный им словарь
ср.-греческого языка не утратил значения до сих пор. Развитие В. в 16-17
вв. характеризовалось преим. изданием и комментированием визант. источников,
а также разработкой методики и вспомогат. византиноведч. дисциплин. С сер.
17 до нач. 18 вв. во Франции был издан т. н. Парижский многотомный корпус
визант. повествоват. памятников. В. во Франции находилось под покровительством
королев, двора и служило политич. целям абсолютизма: Византия изображалась
как образец централизов. монархии. В 18 в. франц. философы-просветители,
борясь с абсолютизмом, выступили с резко критич. интерпретацией истории
Визант. империи, акцентируя внимание лишь на её отрицат. чертах (Вольтер,
Ш. Л. Монтескье). Развита и обоснована эта концепция была в трудах Ш. Лебо
и англ, историка Э. Гиббона - основоположника науч. В. в Великобритании.


С 1828 в Бонне начало выходить "Собрание
авторов по византийской истории" (т. н. Боннский корпус) - междунар. издание
визант. повествоват. памятников (по большей части перепечатка Парижского
корпуса, но именно в данном издании эти источники доступны византинистам
до сих пор). За полвека вышло 49 (50-й т.- в 1897) томов. Работа над этим
изданием способствовала преобладанию филологич. исследований в зап. В.,
ведущую роль в к-ром стали играть византинисты Германии, где в последней
четв. 19 в. К. де Бор приступил к науч. критич. переизданию визант. памятников.
В Германии над ист. исследованиями преобладали также и юридические, развитие
к-рых было тесно связано с именем К. Цахарие фон Лингенталя, издателя византийских
юридических памятников и крупнейшего знатока византийского права. В 1892
немецкий филолог и литературовед К. Крумбахер основал спец. журнал-ежегодник
"Вуzantinische Zeitschrift", к-рый стал важнейшим организующим центром
междунар. В. (роль осн. библиографии, справочника по В. этот журнал играет
до сих пор). Прогресс в изучении визант. цивилизации, признание её значит,
влияния на мировую культуру, выявление существенного своеобразия ист. процесса
в Византии - всё это способствовало быстрому развитию византиноведения.
К. Крумбахер в Германии создал общий курс византийской литературы, Ш. Диль
во Франции - первые очерки визант. истории вплоть до падения империи, Дж.
Б. Бьюри в Великобритании - основополагающие труды по визант. адм. системе.
Одновременно, во 2-й пол. 19 в. становление В. завершилось и в России.
Оно вырастало здесь из занятий отечеств, историей, тесно переплетавшейся
с историей Византии, и из славяноведения. Усиление борьбы южнослав. народов
против тур. ига и обострение Восточного вопроса определили значит,
внимание науч. и культурной общественности к этой отрасли знания. Осн.
роль в оформлении русского В. сыграл В. Г. Васильевский. В 1894
он основал журнал-ежегодник "Византийский временник", который наряду с
"Byzantinische Zeitschrift" стал также признанным организующим центром
междунар. В. Рус. школа византинистов, в к-рой с самого начала преобладали
ист. исследования (В. Г. Васильевский, Ф. И. Успенский, Н. А. Скабаланович,
П.
В. Безобразов, Б. А. Панченко, А. А. Васильев, К. Н. Успенский,
П.
А. Яковенко и др.), внесла особенно значит, вклад в изучение внутр. (в
частности, аграрной) истории Византии, а также в изучение истории Др. Руси,
введя в науч. оборот визант. источники по ср.-век. рус. истории. В России
было издано немало визант. офиц. документов. Большое между нар. значение
имели также труды Н. П. Кондакова по визант. искусству.


Особенно бурно В. в Зап. Европе развивалось
в период между двумя мировыми войнами. На первый план вместо филологических
выступили ист. исследования и искусствоведение. В особые отрасли выделились
визант. сфрагистика, нумизматика, палеография и др. Возникли новые науч.
центры В., вышли новые спец. издания по В., немало общих медиевистич. журналов
стали систематически публиковать византиноведч. исследования. Помимо Германии,
Франции и Великобритании, значит, подъёма В. достигло в Италии, Австрии,
Бельгии, Греции, Югославии, Чехословакии, Болгарии и др. Ещё более широкие
масштабы приобрело развитие В. в Европе после 2-й мировой войны. Крупный
центр В. сложился также в США. В ФРГ до последнего времени гл. значение
имела филолого-источниковедч. школа Ф. Дёлъгера, разработавшего
основы науч. публикации офиц. визант. документов (дипломатика). Крупную
роль в развитии византийской филологии в Бельгии сыграл основатель журнала
"Byzantion" А. Грегуар. Г. А. Острогорский (Югославия) создал
первый полный курс визант. истории, в к-ром были учтены осн. достижения
совр. В. Во Франции П. Лемерлем была основана новая школа франц. византинистов,
уделяющая большое внимание источниковедению и социально-экономич. истории.
Серьёзные исследования, посв, вопросам истории визант. идеологии, принадлежат
И. Шевченко и М. Мейендорфу (США). Попытку социальнопсихологич. характеристики
визант. об-ва предпринял X. Хунгер (Австрия). Ведущую роль в развитии зап.
В. играют в наст, время византинисты Франции (изучение истории, источников,
иск-ва, сфрагистика, палеография) и ФРГ (источниковедение, изучение права,
богословия, лит-ры, филология). В. на совр. этапе характеризуется усилением
интереса к социальной проблематике, укреплением междунар. связей. Систематически
созываются междунар. конгрессы византинологов (1-й конгресс, Бухарест,
1924; последний, 13-й конгресс, Оксфорд, 1966; сов. византинисты принимают
в них участие начиная с 10-го конгресса, Стамбул, 1955). Создана (1955)
междунар. ассоциация византинистов ("Междунар. ассоциация византиноведческих
исследований"). Ведётся широкая работа в области визант. источниковедения.
Под контролем междунар. ассоциации начато издание неопубликованных источников
и критич. переиздание опубликованных в 19 в.


В СССР в 30-х гг. 20 в. появляются первые
исследования сов. историков, в к-рых с марксистских позиций рассматриваются
проблемы истории Византии. Организац. науч. центр сов. В. был создан перед
Великой Отечеств, войной в Ленинграде (кафедра В. в ЛГУ под рук. М. В.
Левченко),
а
после войны - и в Москве (в Ин-те истории АН СССР группа В. под рук. Е.
А. Косминского), в 1947 при АН СССР было возобновлено прерванное
после 1927 издание "Византийского временника" (сов. серия). В 1956 при
Ин-те истории АН СССР был создан сектор В., ставший основным научным центром
советского В. (ныне сектор находится при Ин-те всеобщей истории АН СССР).
Важную организац. роль играют также науч. центры В., сложившиеся в Ленинграде
(Ленингр. отделение Ин-та народов Азии АН СССР, ЛГУ, Эрмитаж) и в др. городах
(Тбилиси - Ин-т истории языка и лит-ры АН Груз. ССР, Свердловск - Уральский
ун-т, Ереван - Ин-т истории АН Арм. ССР). Особенно заметный вклад сов.
византинисты внесли в разработку проблем социально-экономич. истории Византии
(М. В. Левченко, Н. В. Пигулевская, Е. Э. Липшиц, М. Я. Сюзюмов, 3. В.
Удальцова, А. П. Каждан, Г. Л. Курбатов и др.), в изучение византино-слав.
отношений (Е. Э. Липшиц, Г. Г. Литаврин и др.), визант. искусства (В. Н.
Лазарев, А. В. Банк и др.), визант. источниковедения и истории культуры
(П. Е. Ернштедт, С. Г. Каухчишвили, Е. Ч. Скржинская и др.). Сов. византинисты
работают и в области вспомогат. византиноведч. дисциплин (нумизматика,
сфрагистика, палеография и кодикология). В 1967 осн. итоги развития сов.
В. были подведены в коллективном труде "История Византии" (3 тт.); очерки
развития сов. В. даны в кн. 3. В. Удальцовой "Советское византиноведение
за 50 лет" (1969).


Значит, успехов за послевоен. период достигло
В. также в социалистич. странах: в Болгарии, Югославии, Чехословакии, Венгрии,
ГДР, Польше, Румынии. В социалистич. странах работает ряд крупнейших византинистов
современности: Г. А. Острогорский (Югославия), Д. Моравчик (Венгрия), И.
Дуйчев и Д. Ангелов (Болгария), Э. Вернер (ГДР) и др.


Марксистское В. играет в наст, время всё
более заметную роль в развитии мирового В. При всём многообразии концепций
ист. и культурного развития Визант. империи в историографии центр, пунктом
полемики является вопрос о месте и значении Византии в мировом культурно-ист,
процессе. Византинисты-марксисты, выявляя особенности в её ист. судьбах,
подчёркивают то общее, что сближает ход развития Византии и стран Зап.
Европы в ср. века. Они отстаивают идею поступательного, прогрессивного
развития Византии и характеризуют ход её истории как закономерную смену
этапов зарождения и эволюции одного из вариантов феод, общества. Большинство
учёных капиталистич. стран, напротив, делает упор на консервативные черты
визант. обществ, институтов, на их генетич. связи с рим. институтами, характеризует
Византию как особый тип вост.-православного общества, эволюция к-рого была
будто бы противоположна развитию Зап. Европы в эпоху феодализма. Полемика
ведётся и по мн. др. проблемам, напр, по вопросам о роли гос. власти в
Византии, о влиянии Византии на развитие др. народов (значит, часть буржуазных
византинистов изображает визант. гос-во как надклассовый институт и преувеличивает
масштабы визант. влияния на культурное развитие юж. я вост. славян).


Важнейшие науч. центры совр. В. находятся
при ун-тах и академиях наук СССР, Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии,
Югославии, Австрии, Великобритании, Бельгии, Греции, Италии, США, Франции,
ФРГ и др. стран.


Главные совр. периодич. византиноведч.
издания: "Византийский временник" (Петербург, 1894, Петроград, 1918- 1924,
Ленинград, 1924-1927, Москва, с 1947), "Byzantinobulgarica" (Sofia, с 1962),
"Byzantinoslavica" [Prague (Praha), с 1929], "Byzantion" (P.- Brux., с
1924), "Byzantinisch-Neugriechische Jahrbucher" (Athen, с 1920), "Byzantinische
Zeitschrift" (Lpz.-В., с 1892), "Dumbarton Oaks Papers" [Camb. (Mass.),
с 1940], "Epeteris Hetaireion ByzantinSn Spudon" (Athenai, с 1924), "Зборник
Радова. Византолошког института" (Београд, с 1952), "Jahrbuch der Osterreichischen
Byzantinischen Gesellschaft" (W., с 1951, с 1969 - "Jahrbuch der Osterreichischen
Byzantinistik"), "Etudes Byzantines" (Вис., с 1943, с 1946 - "Revue des
Etudes Byzantines", P.), "Travaux et Memoires" (P., с 1966).


Лит.: Васильевский В. Г., Обозрение
трудов по византийской истории, СПБ, 1890; Удальцова 3. В., Основные проблемы
византиноведения в советской исторической науке, М., 1955: Соколов Н. П.,
Сорок лет советского византиноведения, т. 1, Горький, 1959; Удальцова 3.
В., Византиноведение, в кн.: Очерки истории исторической науки в СССР,
т. 4, М., 1966: М о ravcsikGy., Byzantinoturcica, 2 Aufl., Bd 2, В., 1958;
S. 1 - 164; Ostrogorsky G., Geschichte des byzantinischen Staates, Munch.,
1963, S. 1 - 18. См. также Jahrbuch der Osterreichischen byzantinischen
Gesellschaft, Bd 15, W., 1966. Г. Г. Литаврин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я