ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ одна из основных
филос. категорий, отражающая процессы воздействия различных объектов друг
на друга, их взаимную обусловленность и изменение состояния или взаимопереход,
а также порождение одним объектом другого. В. представляет собой вид непосредств.
или опосредованного, внешнего или внутр. отношения, связи. Свойства
объекта могут проявиться и быть познанными только во В. с другими объектами.
"Взаимодействие - вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем
движущуюся материю..." (Э н г е л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
2 изд., т. 20, с. 546). Понятие В. находится в глубокой связи с понятием
структуры.
В.
выступает как интегрирующий фактор, посредством к-рого происходит объединение
частей в определённый тип целостности. Напр., электромагнитное В. между
ядром и электронами создаёт структуру атома. В. людей между собой и с миром,
т. е. обществ, практика, определяет структуру общества, человеч. поведение
и сознание.


В. носит объективный и универсальный характер.
В. охвачены все формы бытия и формы их отражения. В силу универсальности
В. осуществляется взаимная связь всех структурных уровней бытия, материальное
единство мира. Абсолютная природа В. выступает не непосредственно, а осуществляется
в ограниченных, конечных формах, и в этом смысле В. относительно. Относит,
характер В. заключается также и в том, что оно осуществляется с конечной
скоростью. Существует пространственно-временной предел, вне к-рого непосредственное
В. данного объекта с другими отсутствует. Однако опосредованно они могут
взаимодействовать со сколь угодно отдалёнными объектами. Цепь В. нигде
не оборвана, она не имеет ни начала, ни конца. Каждое явление - лишь звено
всеобщей цепи В. Принцип В. конкретизируется в учении о причинности. Именно
В. определяет отношение причины и следствия: объект воздействия причины
не пассивен - он реагирует и тем самым причинность переходит во В. Каждая
из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие
одновременного обратного влияния противоположной стороны. "Ближайшим образом
взаимодействие представляется взаимной причинностью предположенных, обусловливающих
друг друга субстанций; каждая есть относительно другой одновременной активная
и пассивная субстанция" (Гегель, Соч., т. 5, М., 1937, с. 691). В. обусловливает
развитие объектов. Именно В. противоположностей, противоречие, является
самым глубоким источником, основой и конечной причиной возникновения, самодвижения
и развития объектов, их порождения или их возникновения. Самодовлеющее
В. естеств. сил и процессов как источник самодвижения и развития вещей
исключает вмешательство сверхъестеств. "абсолютных" источников движения
и организации материального мира. Каждая форма движения материи имеет в
своей основе определённые типы В. структурных элементов. При этом В. частей
развивающейся системы является одновременно и регулирующим, управляющим
фактором, определяющим направление её развития. Каждой качественно определённой
системе свойствен особый тип


В. Совр. естествознание показало, что всякое
В. связано с материальными полями и сопровождается переносом материи, движения
и информации. В. может осуществляться лишь с помощью специфич. материального
носителя. Совр. классификация В. основывается на различении силовых и информационных
В. В физике известно четыре осн. типа силового В., к-рые дают ключ к пониманию
бесконечно разнообразных физич. процессов,- гравитационные В., электромагнитные
В., сильные В. (ядерные) и слабые В. (распадные). Каждый тип В. в физике
характеризуется определ. мерой (подробнее см. Взаимодействие в физике).
Совр. биология исследует В. на различных уровнях: молекулярном, клеточном,
организменном, популяционном, видовом, биоценоза. Ещё более сложные
формы В. характеризуют жизнь общества. По определению Маркса, общество
- это "продукт взаимодействия людей" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,
2 изд., т. 27, с. 402). Классич. примеры исследования многообразных В.
в обществе как целостной, внутренне дифференцированной , саморазвивающейся
системы - "Капитал" К. Маркса, "Развитие капитализма в России" В. И. Ленина.
Категория В. является существенным методологич. принципом познания природных
и обществ, явлений. Чтобы действительно вскрыть суть объекта, необходимо
выявить его закономерные В. Без изучения В. в его общем и конкретном проявлении
нельзя понять ни свойств, ни структуры, ни законов действительности. "Ни
один феномен не объясняется сам по себе и из самого себя" (Г ё т е И. В.,
Избр. филос. произв., М., 1964, с. 334). Любой объект может быть понят
и определён лишь в системе отношений и В. с другими окружающими явлениями,
их частями, сторонами и свойствами. Познание вещей означает познание их
В. и само является результатом В. между субъектом и объектом. В.- не только
исходный, но и конечный пункт познания. "Мы не можем пойти дальше познания
этого взаимодействия именно потому, что позади его нечего больше познавать"
(Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 546). Категория
В. занимает фундаментальное место в концептуальном аппарате совр. теоретич.
мышления.


Лит.: Энгельс Ф., Диалектика природы.
М.. 1955, с. 129, 184, 312; Григорьев В. И., Мякише в Г. Я., Силы в природе,
3 изд., М., 1969; У е м о в А. И.,Вещи, свойства и отношения, М.. 1963;
Кедров Б. М., Энгельс и диалектика естествознания. М., 1970, гл. 4. А.Г.Спиркин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я