ВЕТО

ВЕТО (от
лат. veto - запрещаю), в Др. Риме право рим. магистрата (т. н. и
н-терцессия) на постановления и действия другого магистрата. Особое
значение имело право В. нар. трибунов (см. Трибуны народные). В
Польше в 17 в. действовало так наз. В. либе-рум - обычай, требовавший полного
единогласия в решениях сейма.


В бурж. гос-вах
- право главы гос-ва отказаться ввести в действие законопроект, принятый
законе дат. органом. Право В. сложилось в монархич. гос-вах в период известного
равновесия сил между исполнит, властью, представляемой монархом, и парламентом.
Монархи, как правило, имели право абсолютного В., применение к-рого означало,
что законопроект окончательно отпал и дальнейшему обсуждению в парламенте
не подлежит. Установление в бурж. странах режима парламентаризма, развенчание
монархич. традиций и сосредоточение полноты власти в руках правительств
привели к прекращению практики применения В. монархом (в Англии, напр.,
право В. было применено в последний раз в 1707) при формальном его
сохранении.


В большинстве
совр. бурж. республик право В. принадлежит главе гос-ва - президенту. Как
правило, это отлагательное В.: отказываясь придать обязат. силу законопроекту
(т. е. чаще всего подписать его), президент обязан вернуть его в
парламент для нового рассмотрения. В случае, если законопроект будет
вновь принят парламентом с соблюдением установленных конституцией условий,
он вступает в силу без санкции главы гос-ва. В ряде стран, в
т. ч. в США, где глава гос-ва может осуществить своё право В. лишь
в течение опре-дел. срока, конституционная практика привела к возникновению
т. н. карманного В.: законопроект, не подписанный президентом в
течение установленного срока, считается отпавшим, если к моменту
истечения этого срока палаты парламента не заседают. В США за период с
1945 по 1966 год включительно право В. было применено в отношении 192 законопроектов,
причём конгресс сумел преодолеть В. (т. е. провести законопроект вновь)
президента всего 15 раз. За этот же период т. н. карманное В. было
применено в 207 случаях.


В социалистич.
странах, где право издания законов принадлежит высшему представит,
органу (напр., Верх. Совету СССР), конституции не предоставляют
главе государства права В.


В междунар.
праве иногда наз. применением В. отсутствие единогласия 7 постоянных членов
Совета Безопасности ООН (см. Единогласия принцип).

Б. С. Крылов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я