ВЕРСТОВСКИЙ

ВЕРСТОВСКИЙ Алексей Николаевич [18.2(1.3). 1799, имение Селиверстово Тамбовской
губ., - 5(17).11.1862, Москва], русский композитор и театр, деятель.
С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался
у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фп.), Ф. Бёма и Л. Маурера (скрипка),
брал также уроки пения, композиции. В 1823 поселился в Москве, в течение
35 лет занимал ведущее положение в её театр, жизни. С 1825 инспектор музыки,
с 1830 инспектор репертуара имп. моек, театров. В 1848-60 управляющий конторой
Дирекции имп. моек, театров. В. способствовал повышению художеств, уровня
спектаклей, обогащению репертуара, уделял большое внимание подбору и воспитанию
актёров, оркестровых музыкантов.


В творчестве
композитора центр, место занимают муз.-сценич. произведения. В.- один из
основоположников жанра рус. оперы-водевиля; он написал более 30 опер-водевилей,
в т. ч. "Бабушкины попугаи" (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), "Кто
брат, кто сестра, или Обман за обманом" (текст А. С. Грибоедова и П. А.
Вяземского, 1824), "Две записки, или Без вины виноват" (совм. с
А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827). Работа В. над водевилями
подготовила его оперное творчество. В созданных композитором 6 операх -
"Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих
дев" (1832), "Громобой" (1854, пост. 1857) и др.- нар. рус.
начало сочетается с романтизированной театр, фантастикой. Лучшая из опер
В.- "Асколь-дова могила" (1835) благодаря яркости муз.-сценич. образов,
доходчивости музыки, построенной на бытовом роман-сово-песенном материале,
завоевала огромную популярность. Эта опера - значит, явление рус. музыки
1-й пол. 19 в. В творчестве В. высокого развития достиг жанр рус. вокальной
баллады. Лучшие из его баллад - "Чёрная шаль" (слова А. С. Пушкина),
"Бедный певец" и "Ночной смотр" (слова В. А. Жуковского) и др.-
отличаются яркой театральностью (исполнялись на сцене в виде театрализованных
представлений в сопровождении оркестра).


В. принадлежит
статья "Отрывки из истории драматической музыки", напечатанная в "Драматическом
альбоме для любителей театра и музыки" (1826, изд. В. совм. с А. И. Писаревым).
В. издал также два "Музыкальных альбома" (на 1827, на 1828).


Лит.: Серов
А. Н., А. Н. Верстовский и его значение для русского искусства, в его кн.:
Критические статьи, т. 3, СПБ, 1895; Финдейаен Н., А. Н. Верстовский, ("Ежегодник
императорских театров". Сезон 1896-1897 гг., прилож. 2, СПБ, 1898 (имеется
отд. оттиск); Асафьев В., Композитор из плеяды славяно-российских бардов:
Алексей Николаевич Верстовский, "Советская музыка", 1946, № 8 - 9; Левашева
О., А. Н. Верстовский. (К 150-летию со дня рождения), там же, 1949, №6;
Доброхотов Б., А. Н. Верстовский. Жизнь, театральная деятельность,
оперное творчество, М-- Л., 1949.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я