ВЕРМЕР

ВЕРМЕР
Делфтский (Vermeer van Delft) Ян (крещён 31. 10. 1632, Делфт,- похоронен 15.
12. 1675, там же), голландский живописец. Работал в Делфте, сложился как художник
под влиянием К. Фабрициуса. Уже в ранних картинах ("Диана с нимфами",
Маурицхёйс, Гаага; "Христос у Марфы и Марии", Нац. гал., Эдинбург) стремился
соединить воз-выш. строй образов с их близостью к натуре. Крупнофигурное полотно
"У сводни" (1656, Карт, гал., Дрезден) отмечено необычно монументальным воплощением
ярко жизн. сцены, полной молодого задора и полнокровной чувственности; элементы
тонального колорита В. смело сочетает здесь с крупными звучными пятнами чистого
цвета. Со 2-й пол. 1650-х гг. В. пишет небольшие картины с одной или неск.
фигурами в залитом серебристым светом интерьере гор. дома ("Девушка с письмом",
Карт, гал., Дрезден; "Солдат и смеющаяся женщина", собр. Фрик, Нью-Йорк; "Служанка
с кувшином молока", Гос. музей, Амстердам), уделяя внимание не столько действию,
сюжету, сколько состоянию, общему лирич. настроению сцены, разнообразию и
богатству материального мира. Поэзия повседневной домашней жизни, единство
человека с окружающей его средой выражены здесь с необычайной силой обобщения,
классич. ясностью и гармоничностью; острая выразительность пространств, композиции,
живая вибрация света и воздуха, светозарность насыщ. чистых тонов, богатая
игра нежнейших оттенков, рефлексов и бликов одухотворяют мир простых людей
и бытовых предметов, сообщают ему внутр. значительность. В конце 1650-х гг.
созданы два шедевра пейзажной живописи - проникновенная, необычайно тонкая
по исполнению "Уличка" (Гос. музей, Амстердам) и сияющий свежестью и красотой
"Вид Делфта" (Маурицхёйс). В 1660-х гг. творчество В. становится более созерцательным,
изысканным, а живопись - более холодной, эмалевой, выдержанной в общем жемчужном
тоне с яркими акцентами - синими и лимонножёлтыми; таковы "Девушка с жемчужиной"
(Маурицхёйс), изображения уютных богато обставл. комнат, где нарядные дамы
и кавалеры ведут галантную беседу, музицируют или рассматривают драгоценности
("Бокал вина", "Дама, примеряющая ожерелье" - Карт, гал., Берлин-Далем). В
поздних картинах В. аллегоризм, академич. приёмы и пестрота локальных цветов
отражают общий упадок гол л. живописи. Содержательность и обаяние образов
В. сохранил, однако, в картинах 1660-х гг., посвящённых людям труда, иск-ва
и науки и передающих самоуглублённость человека в минуты творчества ("Кружевница",
Лувр, Париж; "Мастерская художника", Художественноист, музей, Вена; "Географ",
Штеделевский художеств, ин-т, Франкфуртна-Майне).


Илл. см.
на вклейке к стр. 536-537.


Лит.: Лазарев
В. Н., Ян Вермеер Дельфтский, М., 1933; [Ротенберг Е. ], Ян Вермеер Дельфтский.
Альбомрепродукций, М.,
1964;Vries А. В.
d e, Jan Vermeer van Delft, Basel, 1945; S w i 1 1 e n s P. T. A., Johannes
Vermeer, Utrecht-Briis-sel, 1950; В
1 ос h V., Tutta
la pittura di Vermeer di Delft, Mil., 1954.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я