ВЕРДИ

ВЕРДИ (Verdi)
Джузеппе (10. 10. 1813, Ронколе, пров. Парма,-27. 1. 1901, Милан), итальянский
композитор. Сын трактирщика. С 7 лет учился музыке у местного органиста, в
12 лет был церк. органистом. Первые опыты в области композиции относятся к
1828 (увертюры, марши для духового оркестра, фп. пьесы). В 1832 пытался поступить
в Миланскую консерваторию, но не был принят по возрасту. Занимался у дирижёра
и композитора В. Лавиньи. В 1833 дирижёр гор. духового оркестра, в 1836 возглавлял
филармонич. об-во в Буссето. В 1839 в Милане поставлена первая опера В. -
"Оберто, граф Бонифачо"-, тепло принятая публикой. Следующая опера-"Король
на час, или Мнимый Станислав" (1840) не имела успеха. Известность В. принесли
оперы "Набукко" ("Навуходоносор", 1841, пост. 1842) и "Ломбардцы в крестовом
походе" (1842, пост. 1843; франц. редакция - "Иерусалим", 1847). Проникнутые
героикореволюц. пафосом, эти оперы встретили восторженный приём в Италии,
стремившейся сбросить иго австр. поработителей. В операх В. слушатели улавливали
намёки на совр. политич. события, зачастую спектакли сопровождались политич.
манифестациями. В 1842-49 В. создаёт 13 опер, в т. ч. "Эрнани" (1844), "Аттила"
(1846), "Макбет" (1847), "Битва при Леньяно" (1849), "Луиза Миллер" (1849).
Патрио-тич. настроения В. нашли отражение также в гимне "Звучи, труба", написанном
во время Революции 1848 по предложению Дж. Мадзини (на текст Г. Маме-ли).
Мировое признание получили оперы, созданные В. в 50-е гг. 19 в. : "Риголетто"
(1851, по драме В. Гюго "Король забавляется"), "Трубадур" (1852, пост. 1853),
"Травиата" (1853, по драме А. Дюма-сына "Дама с камелиями"). В этих операх
романтич. тенденции уступают место яркому реализму, углублённому психологизму.
В центре внимания композитора судьбы простых людей (Виолетта, Риголетто, Азучена),
социальное неравенство, сословные предрассудки. Зачастую реалистич. иск-во
В. принимает острую критич. направленность. В операх 50- 60-х гг. В., в связи
с ростом нац. -освободит, движения, вновь обращается к исто-рикогероич. сюжетам,
связывая воедино личную драму героев с общественнополитич. событиями: "Сицилийская
вечерня" (1854, пост. 1855), "Симон Бокканегра" (1857, 2-я ред. 1881), "Бал-маскарад"
(1859). В 1862 по заказу пе-терб. Мариинского театра написал оперу "Сила судьбы"
(2-я ред. 1869). В связи с постановкой оперы В. дважды посетил Россию (1861,
1862). В 1866 работал для парижского театра "Гранд-Опера" над оперой "Дон
Карлос" (пост. 1867, 2-я ред. -итал. либретто, 1884). В 1870 по заказу из
Египта В. создал оперу "Аида" (пост. 1871, Каир), являющуюся одной из вершин
итальянского оперного иск-ва. Пышная вост. экзотика, торжеств, марши и шествия,
придающие опере характер блестящего, помпезного спектакля, сочетаются в ней
с глубоким психологизмом (тонко разработаны характеристики гл. героев). В
последующие 15 лет В. не обращался к оперному жанру, написал "Реквием" (1874)
памяти итал. писателя А. Мандзони, неск. вокальных произведений. Шедевром
реалистич. иск-ва. является опера "Отелло" (1886, пост. 1887) - высокий образец
психологии, муз. драмы, одно из величайших творений мировой муз. классики.
Последняя опера В. "Фальстаф" (по комедии У. Шекспира " Виндзорские проказницы",
1892, пост. 1893) - остроумная, искромётная комич. опера в жанре итал. оперы-буффа.


В историю
музыки В. вошёл как реформатор оперного иск-ва, крупнейший композитор-реалист.
Идейнохудожеств. богатство, гуманистич. направленность творчества, связь с
нац. -демократич. культурой Италии обусловили непреходящее ист. значение В.,
сделали его оперы популярными во всём мире. Основываясь на принципах итал.
бельканто, В. насыщает вокальную мелодику своих опер ярким драматизмом,
героич. интонациями. Композитор значительно изменил характер и структуру традиционной
итал. оперы. Стремясь к слиянию песенноариозных и декламац. принципов, он
создал свой "смешанный" вокальный стиль, послуживший основанием для свободных
форм монолога и диалога в опере. Важнейшим звеном драматургич. развития становятся
у В. большие вокальные сцены. В лучших операх В. существенную драматургич.
нагрузку несёт оркестр, однако для композитора незыблем приоритет вокального
начала. "Голос и мелодия,- говорил В.,- для меня всегда будут самым главным".


В. написал
26 опер (6 из них в 2 ре-. дакциях); кантаты, в т. ч. "Гимн наций" (1862);
духовые соч., в т. ч. Те Deum <1896), Stabat Mater (1897); струнный квартет
(1873); вокальные ансамбли, романсы, песни и др.


Соч. :
Избранные письма, пер. и вступ. статья А. Бушей, М., 1959.


Лит.: СоловцоваЛ.,
Джузеппе Верди, М., 1966; Нюренберг М., Джузеппе Верди. 1813 - 1901, 2 изд., Л., 1968; С
h e г-bujiez A. E. A., Giuseppe Verdi. Leben und Werk, Z., 1949;
Gatti C., Verdi, 2 ed., Mil., 1951: Abbiati F., Verdi, v. 1 - 4, Mil., 1959.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я