ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА живописи, одна из главных живописных школ Италии. Пережила
наибольший расцвет во 2-й пол. 15-16 вв., в эпоху Возрождения, когда
Венеция была богатой патрицианской республикой, крупным торг, центром Средиземноморья.
Осознание чувственной полноты и красочности земного бытия, свойственное эпохе
Возрождения, нашло в живописи В. ш. яркое художеств, выражение. В. ш. выделяют
преобладание живописных начал, совершенное владение пла-стически-выразит.
возможностями масляной живописи, особое внимание к проблемам колорита.


Начало
развития В. ш. относится к 14 в., когда для неё характерно переплетение визант.
и готич. художеств, традиций. Произведениям Паоло и Лоренцо Венециано присущи
плоскостность изображений, отвлечённость золотых фонов, декоративная орнаментальность.
Однако уже их отличает праздничная звучность чистых красок. В сер. 15 в. в
В. ш. появляются ренессансные тенденции, усиленные проникавшими через Падую
флорентийскими влияниями. В работах мастеров раннего венецианского Возрождения
(сер. и 2-я пол. 15 в. ) - братьев Виварини, Якопо Беллини и особенно Джентиле
Беллини и Витторе Карпаччо - нарастают светские начала, усиливается стремление
к реалистич. изображению окружающего мира, передаче пространства и объёма;
традиц. религ. сюжеты становятся поводом для увлечённого подробного рассказа
о красочной повседневной жизни Венеции. Особое место занимает декоративноутончённое
готи-зирующее иск-во К. Кривелли. В творчестве Антонелло да Мессина, принесшего
в Венецию технику масляной живописи, и особенно Джованни Беллини намечается
переход к иск-ву Высокого Возрождения. Наивная повествовательность уступает
место стремлению к созданию обобщённой, синтетич. картины мира, в к-рой полные
этич. значительности, величественные человеческие образы выступают в естеств.
гармонич. связи с поэтически одухотворённой жизнью природы. Известная графич.
сухость живописи сер. 15 в. сменяется у Джованни Беллини более мягкой и свободной
живописной манерой, гармонически целостной цветовой гаммой (см. Гамма красочная),
основанной на тончайших градациях света и цвета, воздушности светотеневой
лепки. В творчестве Джованни Беллини складываются классич. формы ренессансной
алтарной композиции. В. ш. достигает своей вершины в 1-й пол. 16 в. в творчестве
Джорджоне и Тициана, поднявших на новую ступень художеств, завоевания венецианских
мастеров 15 в. В произв. Джорджоне находит классич. выражение тема гармонич.
единства человека и природы. В его исполненных лирич. созерцательности жан-рово-пейзажных
станковых композициях идеальнопрекрасные, гармонич. образы людей, мягкая светоносная
цветовая гамма, богатая воздушными переходами тонов, текучесть и музыкальность
ком-позиц. ритмов создают ощущение возвышенной поэзии и чувств, полноты бытия.
В многогранном, полном мужеств. жизнеутверждения творчестве Тициана находят
наиболее полное выражение свойственные В. ш. красочное полнокровие и жизнерадостность
образов, сочная чувственность живописи. Его наполненным бурной жизненной динамикой
ре-лиг, и мифологич. композициям, пейзажам присуще исключит, богатство ясной
и звучной, эмоционально насыщенной цветовой гаммы, гармонически объединённой
тёплым золотистым тоном. Особое место занимают портреты Тициана со свойственной
им яркой обрисовкой внутренне сложных, но целостных человеческих характеров.


Взятие
турками Константинополя в 1453 приводит к постепенному падению торг, могущества
Венеции. С сер. 16 в. наступление распространившейся по Италии феодальнокатолич.
реакции вызывает кризис жизнеутверждающего ренес-сансного мировоззрения. В
поздних произв. Тициана появляются драматизм, острота раскрытия сложных психологич.
конфликтов; исполненная скрытого внутр. горения сумрачная цветовая гамма,
свободная, экспрессивная, пастозная манера живописи приобретают исключит,
силу эмоциональной выразительности. Однако в ещё сохраняющей свою независимость
и богатство Венецианской республике традиции иск-ва Возрождения удерживаются
дольше, чем в др. частях Италии. В работах мастеров позднего венецианского
Возрождения (2-я пол. 16 в. ) виртуозность воспроизведения красочного богатства
мира, любовь к пышным, праздничным зрелищам, изображению нарядной многоликой
толпы соседствуют с драматич. ощущением динамики и бескрайности природы, наполненной
стихийными космич. силами, яркости духовных порывов больших человеческих масс
(огромные по размерам декоративные полотна и фрески Паоло Веронезе, циклы
картин Якопо Тинторетто). В сценах сел. жизни крупнейшего мастера венецианской
Террафермы (прилегающих к Венеции областей материка) Якопо Бас-сано утверждаются
красота и значительность трудового быта крестьян. Работам венецианских мастеров
позднего Возрождения свойственны исключит, многообразие живописных манер,
сложность и изощрённость цветовых сочетаний (богатая тончайшими переливами
красок, изысканнохолодная серебристая гамма Веронезе, драматически суровый
колорит Тинторетто с вырывающимися из мрака напряжёнными вспышками звонких
цветовых пятен, сочная материальность и звучность цветовых сочетаний Я. Бассано).
В сложных, противоречивых исканиях венецианских мастеров 2-й пол.


16 в.
складываются новые художеств, формы и принципы, оказавшие огромное воздействие
на развитие европ. иск-ва 17 в., зарождаются новые жанры - исто-рич., батальная
и жанровая живопись, групповой портрет.


В 17 в.
В. ш. переживает период творч. спада. В религ. и жанровых композициях работавших
в Венеции Д. Фетти, Б. Строцци, И. Лисса приёмы распространившейся в Италии
живописи барокко, отд. реалистич. наблюдения и влияние караваджизма
сосуществуют с традиционным для Венеции интересом к проблемам колорита.
На рубеже 17 и 18 вв. С. Риччи создаёт эффектные барочные композиции. В полных
динамики и драматизма пейзажах М. Риччи проявляется связь с "романтическим"
иск-вом С. Розы и А. Маньяско.


Новый
расцвет В. ш. относится к 18 в., когда сохраняющая свою гос. самостоятельность
Венецианская республика становится одним из главных центров разделённой чужеземцами
Италии, С этим временем связан расцвет венецианской монументальнодекоративной
живописи, сочетавшей в творчестве Дж. Б. Тьеполо жизнерадостную праздничность
с барочной пространств, динамикой и изысканной лёгкостью колорита, родственной
иск-ву рококо. Развивается жанровая живопись, исполненная поэтич. приподнятости
у Дж. Б. Пьяццетты, острой жиз- неиной наблюдательности и лёгкой иронии у
П. Лонги. Широкое распространение получает ведущий своё начало от творчества
Л. Карлевариса архит. пейзаж (т. н. ведута), тонко и документально точно передающий
своеобразный облик Венеции с её окутанными воздушной дымкой узорными фасадами
дворцов, каналами, пёстрой, праздничной толпой (Антонио Каналетто, Б. Беллотто).
Интимностью и лиризмом отличаются камерные пейзажи Ф. Гварди со свойственными
им лёгкими градациями света и цвета, прозрачностью цветовой гаммы, тонко воссоздающие
своеобразную поэтич. атмосферу повседневной жизни Венеции. Пристальный интерес
венецианских художников 18 в. к проблемам изображения световоздушной среды
предвосхищает пленэрные искания (см. Пленэр) живописцев 19 в.


Илл. см.
на вклейке к стр. 512.


Лит.: Беренсон
Б., Живописцы итальянского Возрождения. М., 1965; Смирнова И. А., Тициан и
венецианский портрет XVI века, М., 1964: К о л п и н-с к и и Ю. Д., Искусство
Венеции. XVI век, М.,
1970; Pallucchini R., 'La pittura veneziana del cinquecento, v. 1-2, Novara,
1944; егоже, La
pittura veneta del quattrocento, Bologna, 1956; егоже. La pittura veneziana del settecento, Venezia - Roma, [1960].

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я