ВЕЙЛЬ

ВЕЙЛЬ Вайль
(Weill) Курт (2. 3. 1900, Дессау,- 3. 4. 1950, Нью-Йорк), немецкий композитор
и дирижёр. Композиции учился у Э. Хумпер динка, Ф. Бузони. В 1919-20 осуществлял
оперные постановки как дирижёр и режиссёр в Дессау и Люденшейде. Мировую
известность получила сатирич. "Трёхгро-шовая опера" (модернизированная
версия "Оперы нищих" Дж. Гея и Дж. Пе-пуша со стихами Б. Брехта,
1928), обличающая совр. бурж. общество; с неё началось сотрудничество В.
с Брехтом, к пьесам к-рого В. писал вставные номера - песенки и баллады,
затем оперы на его либретто ("Счастливый конец", 1929; "Человек, всегда
говорящий „да"", "Возвышение и падение города Маха-гонни", 1930; балет
с пением "Семь смертных грехов", 1933) и мн. др.


В 1933 эмигрировал
во Францию, жил в Англии, с 1935 - в США, работал для "бродвейских театров"
(Нью-Йорк), писал т. н. мыозиклы (распространённый в США род муз. комедии
с элементами эстрадной и бытовой музыки, хореографии и оперетты), стремился
внести в этот жанр социальнокритич. содержание (нар. опера "Уличная сцена",
1947, опера "Потерян в звёздах", 1949, и др. ). В. создал жанр остро сатирич.
злободневной драмы с музыкой. Стремясь к внедрению нового типа оперы для
массового слушателя, ввёл в неё разговорную речь, популярные песни, модные
танцы, элементы джазовой музыки и гор. фольклора. Кроме театр, музыки,
писал оркестровые, камерные, хоровые соч., а также музыку для кино и радио.
Оказал влияние на П. Хиндемита, Б. Бриттена, Дж. Гершвина и др.


Лит.: Леонтьева
О., Курт Вайль, "Советская музыка", 1963, № 1.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я