ВЕДАНТА

ВЕДАНТА (санскр., букв. - конец, завершение Вед). В наиболее общем смысле
слова В. обозначает довольно неопредел, совокупность религ. -филос. идеалистич.
школ и учений в индийской философии, принимающих за основу концепцию атмана-брахмана,
изложенную в религ. -филос. ведийских (прежде всего упани-шадах) и
отчасти эпических (Рамаяне и Махабхарате, особенно в Бхагавадгите) текстах,
а также в сутрах и позднейших комментариях. Понимаемая в этом смысле В.
представляет собой наиболее распространённое, стойкое и консервативное
идейное течение, существующее с древнейших времён в Индии, и включает в
себя наряду с собственно В. пурва-ми-мансу, отчасти санкхъю, нек-рые
ср. -век. шиваитские и вишнуитские учения (в частности, шайва-сиддханту),
а также ряд неоиндуистских учений нового и новейшего времени (напр., т.
н. интегральную В. социальнорелигиозного реформатора Вивекананды). Осн.
филос. категориями В. являются: брахман (кос-мич. душа), атман (индивидуальная
душа), пуруша (абстрактное духовное начало), пракрита (абстрактное материальное
начало, природа), артха (смысл, значение, цель, ценность), джняна (знание),
авастха (психическое состояние) и майя (иллюзия). Школы, направления
и учения в В. различаются в зависимости от того, какие из этих категорий
полагаются основными и в каких отношениях мыслятся друг к другу; однако
высшее, единое духовное начало признаётся первичным во всех вариантах В.
Общим для всех течений В. является также йога, принимаемая в качестве
осн. практич. средства достижения высших психич. состояний, т. е. освобождения,
отрешённости от мира.


Собственно
В., или уттара-миманса, называемая ещё брахма-миманса, в своих филос. предпосылках
исходит из ч Веданта-сутры" (или "Брахма-сутры"), к-рая приписывается мудрецу
Бадараяне (ок. 4-3 вв. до н. э. ). Согласно В., высшей реальностью является
брахман, а пуруша и пракрити суть его модификации. Брахман не сотворён,
вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным
материалом для мира. Атман посредством знания брахмана (брахмавидья) приобщается
к брахману, но не становится тождественным ему. Согласно учению инд. мудреца
7 в. н. э. Гаудапады, изложенному в "Гау-дападиякарике" (комментарии на
"Ман-дукья-упанишаду"), весь мир явлений иллюзорен (подобен майе), а его
духовное, атманич. начало не раздвоено. Это учение, получившее назв. а
д в а и т а-веданта ("веданта недвойственности"), нашло развитие у крупнейшего
мыслителя Индии Шанкары (8-9 вв. ) в "концепции нереальности" (майявада),
согласно к-рой полагается, что атман и брахман равно реальны, а мир опыта
- нереален. Чертами атмана-брахмана являются чистое бытие, сознание и блаженство.
В религ. плане атман-брахман тождествен богу Шиве (Ишваре). Майя как другое,
симметричное начало Вселенной считалось Шанкарой вечным. Шанкара полагал,
что само понятие реальности не имеет смысла в отношении эмпирич. действительности.
Индивидуальная душа может находиться в одном из четырёх состояний психики
(бодрствование, сон, глубокий сон, запредельное состояние) и, с точки зрения
всякого последующего состояния, то, что переживалось в предыдущем,- нереально,
иллюзорно. Следующей важнейшей модификацией В. явилась вишиштадвайта, принадлежавшая
крупнейшему авторитету В. - Раманудже (11-12 вв. ). Согласно этой концепции,
через постижение брахмана познаются все вещи. Осн. орудием познания служит
не разум, а божеств, интуиция; но уже постигнутая интуицией истина, чтобы
войти в состав теории, должна быть организована и апробирована интеллектом.
Брахман как конечная реальность недвойствен (адвайта), но можно установить
различия (вишишта) в проявлениях как его сущности, так и атрибутов. В отличие
от майявады, концепция Рамануджи была основана на том, что и материальные
тела, и индивидуальные души имеют своё реальное существование, хотя существование
брахмана обладает бесконечно большей реальностью. Так же как индивидуальная
душа полагается атманич. сущностью ("Я") тела, так брахман полагается "Я"
всего сущего (с к-рым отождествлялся бог Вишну).


Др. крупнейшими
представителями ср. -век. В. были Мадхва (9 в. ), Бхаскара (10 в. ), Ядавапракаша
(11 в. ), Веданта-дешика (13 в. ). Ок. 12 в. южноинд. В. разделяется на
два направления: северное (вадакалей) и южное (тенкалей), но это разделение
затронуло по преимуществу вишнуитские школы. В. развивалась в постоянной
борьбе сначала со школами буддизма, отрицающими необходимость философских
учений о бытии (особенно школа Нагарджуны), а затем с логич. школой
ньяей и др. направлениями.


В новое и новейшее
время к В. в той или иной степени можно отнести концепции Раммохан Рая,
Рамакришны, А. Гхоша, С. Радхакришнана и др.


Лит.: Мюллер
М., Шесть систем индийской философии, М., 1901; Ч а т т е р-джи С. и Датта
Д., Введение в индийскую философию, пер. с англ., М., 1955; Радхакришнан
С., Индийская философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957; Идеологические течения
современной Индии. [Сб. ст. ], М., 1965; Deussen P., Das System der Vedanta...,
2 Auf 1., Lpz., 1906; Badarajana, Brahmasutras, pt 1 - 2, Calc., 1926;
Cultural heritage of India, 2 ed., v. 3, Calc., 1954; The Vedanta-Sutras.
With the comment, by Sankaracharya. Transl. by G. Thibault, pt 1-3, Delhi-[a.
o. ], [1966-681.

A.M. Пятигорский.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я