ВЕГЕТАЦИОННЫЙ МЕТОД

ВЕГЕТАЦИОННЫЙ МЕТОД лабораторный метод изучения растений, заключающийся в выращивании
их в сосудах, помещаемых в вегетационных домиках. При помощи В.
м. изучают: физиол.


Рис. 2. Размножение
кустарников отводками: 1 - горизонтальными; 2 - вертикальными.


роль питат.
веществ и их поступление в растение, значение реакции среды (рН), нормы
полива, отношение различных растений к концентрации питат. раствора, к
темп-ре (морозостойкость), влаге (засухоустойчивость), свету (фотопериодизм),
к химич. средствам защиты растений, гербицидам и т. д. В. м. применяется
гл. обр. для сравнит, оценки разных видов вносимых в почву удобрений. Чтобы
выяснить значение для растений тех или иных химич. элементов или их солей,
вместо почвы сосуды заполняют чистым кварцевым песком либо дистиллированной
водой (см. Водные культуры, Гидропоника, Песчаные культуры) и в
них вводят подлежащие изучению соединения.


Влияние отдельных
элементов на развитие табака в водной культуре: 1 - без N; 2 - без Р; 3
- без К; 4 - без Са; 5 - без Mg; 6 - на полном питательном растворе; 7
- без В; 8- без S; 9 - без Мп; 10 - без Fe.


Выращивание
растений в сосудах требует защиты культур от случайных повреждений, от
попадания в сосуды атм. осадков, нарушающих создаваемый в сосудах определ.
режим, и от др. воздействий. Существ, недостаток В. м. - ограниченность
объёма почвы, в к-ром выращивают растения; поэтому корневая система в сосудах
располагается более скученно, чем в полевых условиях. Небольшое кол-во
почвы в вегетац. сосудах - причина того, что выращиваемые в них растения
значительно сильнее отзываются на недостаток того или иного элемента, чем
растения, выращиваемые в полевых условиях. Поэтому получаемые В. м. данные
о потребности в удобрении нередко оказываются преувеличенными. Другой существенный
недостаток В. м. - разрушение почвенной структуры при высушивании и просеивании
почвы перед набивкой в сосуды. Поэтому получаемые В. м. результаты следует
рассматривать как предварительные и очень осторожно переносить на полевые
условия.


Вегетационный
опыт с люпином по усвоению фосфорной кислоты в песчаных культурах; 1 -
растворимый фосфат, 2 - без фосфора, 3-5 - различные фосфориты.


Наиболее полную
разработку В. м. получил в трудах рус. учёных - П. С. Коссовича, Д. Н.
Прянишникова, К. К. Гедройца. Горячим пропагандистом В. м. был К. А. Тимирязев,
организовавший показ В. м. на Всеросс. выставке в Н. Новгороде (ныне г.
Горький) в 1896.


Лит.: Недокучаев
Н. К., Вегетационный метод, 4 изд., М. - Л., 1931; С о-колов А. В., Ахромейко
А. И., Панфилов В. Н., Вегетационный метод, М., 1938; Прянишников Д. Н.,
Избр. соч., т. 1, М., 1963; Тимирязев К. А., Избр. соч., т. 2, М.,1948;
Методика полевых и вегетационных опытов с удобрениями и гербицидами, М.,
1967; Журбицкий 3. И., Теория и практика вегетационного метода, М., 1968.

Н. А. Максимов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я