ВЕГА КАРПЬО

ВЕГА КАРПЬО (Vega Carpio) Лопе Феликс де (25. 11. 1562, Мадрид,-27. 8. 1635, там
же), испанский драматург, поэт и прозаик. Род. в семье ремесленника. В
1614 принял сан священника. В. К. оставил огромное лит. наследие: св. 2000
пьес (изд. ок. 500, ок. 200 известны по названиям), св. 20 поэм, лирич.
стихотворения, пасторальный роман "Аркадия" (1598), любовноавантюрный роман
"Странник в своём отечестве" (1604), диалогич. роман "Доротея" (1632) о
дворянском обществе Мадрида, новеллы (1624). В стихотв. трактате "Новое
искусство сочинять комедии в наше время" (1609) В. К. сформулировал важнейшие
принципы исп. ренессансной драмы.


Большую группу
пьес В. К. составляют социальнополитич. драмы из отечественной и иноземной
истории (напр., пьеса о Лжедмитрии "Великий герцог Московский", 1617).
Критикуя "тиранич. извращения" королевской власти в пьесах "Кровь невинных"
(1623), "Звезда Севильи" (1623), "Наказание не мщение" (опубл. 1635), В.
К. выражал вместе с тем утопич. мечту об идеальном государе, действующем
от имени народа и во имя нар. блага. Такими изображены герои пьес "Граф
Фернан Гонсалес, или Освобождение Кастилии" (1625), "Король Вамба" (1604)
и др. В пьесах "Кастильские судьи" (1618), "Доблестный кордо-вец Педро
Карбонеро" (1603, опубл. 1620), "Славные астурийки" (опубл. до 1618) и
др. ист. хроника перерастает в нар. -героич. драму, в центре к-рой - тема
сопротивления крестьян феод, насилию. В пьесах "Саламейский алькальд" (написана
до 1610), "Периваньес и командор Оканьи" (ок. 1609, опубл. 1614) и особенно
"Фуэнте Овехуна" (1612-13, опубл. 1619) В. К. провозглашает право народа
на месть феодалам, отмечает у крестьян чувство человеческого достоинства
и справедливости.


Комедии о любви,
преобладающие среди пьес В. К.,- "Крестьянка из Хетафе" (опубл. 1620),
"Собака на сене" (написана между 1613 и 1618, опубл. 1618), "Девушка с
кувшином" (написана до 1627, опубл. 1646), "Учитель танцев" (1593), "Раба
своего возлюбленного" (ок. 1625, опубл. 1647) - типичные комедии интриги;
психологич. мотивировка сводится к минимуму, что не исключает психологич.
разнообразия характеристик персонажей. Поэтика В. К. сочетает смешные и
возвышенные, будничные и поэтич. жизненные явления. Синтез обыденного и
возвышенного характерен и для его поэтич. стиля, впитавшего в себя нар.
поэтич. речь.


Пьесы В. К.
представляют собой клас-сич. образцы исп. нац. драмы Возрождения, к-рым
следовали мн. драматурги разных поколений. В. К. оказал влияние на дальнейшее
развитие драматич. иск-ва в Испании и Зап. Европе. Его пьесы ставятся в
театрах мн. стран мира. В России пьесы В. К. начали переводить со 2-й пол.
19 в. Портрет стр. 348.


Соч. : Obras,
ed. de La Real Academia Espanola, v. 1 - 15, Madrid, 1890 - 1913; то лее,
nueva ed., v. 1 - 13, Madrid, 1916 - 30; в рус. пер. - Собр. соч. в 6 тт.,
М., 1962-65; Новеллы, М. - Л., 1960.


Лит.: Петров
Д. К., Очерки бытового театра Лопе де Вега, СПБ, 1901; Плав-скин 3., Лопе
де Вега, Л. - М., 1960; Узин В. С., Общественная проблематика драматургии
Сервантеса и Лопе де Вега, М., 1963; Балашов Н. И., Лопе де Вега и проблематика
испанской драмы XVII века на восточнославянские темы, "Известия. АН СССР.
ОЛЯ", 1963, т. 22, в. 1, с. 3 -18; Лопе де Вега. Библиография русских переводов
и критической литературы на русском языке, М., 1962; V о s s 1 е г К.,
L. de Vega und sein Zeitalter, Munch., 1932; Мог ley S. G., В r u e r t
о n C., The chronology of L. de Vega's comedias, N. Y., 1940; M e n ё n
d e z у Pelayo M., Estudios sobre el teatro de L. de Vega, v. 1-6, Madrid,
1949; Correa Calderon E. у L a z a r о F., Lope de Vega у su epoca, v.
1-2, Salamanca, [1961J; Simon D i-a z J. у Jo sePrades J. de, Ensayo de
una bibliografia de las obras у articulos sobre la vida у escritos de L.
de Vega C., Madrid, 1955; их же, Lope de Vega. Nuevos estudios, Madrid,
1961; Entrambasa-guasy PenaJ. de, Estudios sobre L. de Vega, 2 ed., t.
1 - 2, Madrid, 1967.

3. И. Плавскин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я