ВЕБЕР

ВЕБЕР (Weber)
Карл Мария фон (18 или 19. 11. 1786, Эйтин,-5. 6. 1826, Лондон), немецкий
композитор, дирижёр, пианист, муз. писатель. Создатель нем. романтич. оперы.
Род. в семье музыканта и театр, антрепренёра. Детство и юность прошли в
странствиях по городам Германии вместе с небольшой театральной труппой
отца. В. не получил ни общего, ни муз. систематич. образования. Уроки музыки,
к-рые В. брал у Г. Фоглера, М. Гайдна и др., способствовали развитию его
исполнительского и творч. дарования. В 17 лет В. концертировал как пианист,
был автором трёх опер ("Сила любви и вина", "Немая лесная девушка", "Петер
Шмоль и его соседи"). С 1804 В. работал как дирижёр оперных театров (Бреславль,
Карлсруэ, Штутгарт, Ман-гейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин). В
1813-17 возглавлял оперный театр в Праге. С 1817 до конца жизни руководил
нем. муз. театром в Дрездене. Деятельность В. проходила в условиях нац.
общественного подъёма, начавшегося в Германии после Тильзитского мира (1807).
Это определило мировоззрение, направленность творчества В., сформировало
его передовые эстетич. взгляды. В операх, созданных В. в эти годы ("Рю-бецаль",
1805; "Сильвана", 1810; "Абу Гасан", 1811), определяются новые черты стиля
композитора: интерес к нар. -бытовым и сказочным сюжетам, связь с муз.
фольклором, вост. муз. колорит и т. д. Значит, вехой в творч. развитии
В. был 1814, когда в дни празднования победы над Наполеоном в Германии,
в атмосфере подъёма нац. чувств появились песни В., проникнутые идеей освободит,
борьбы (на стихи Т. Кернера). Сборник "Лира и меч", а также героикопатриотич.
кантата "Битва и победа" (1815) на текст Вольбрука принесли В. известность
в Германии.


Вдовушки: 1
- Steganura paradisaea! 2 - Prosteganura haagneri.


Вершиной творчества
В. и самым популярным его произведением является опера "Вольный стрелок"
("Фрейшюц"), поставленная в Берлине в 1821 под упр. автора. С этого времени
начинается интенсивное развитие романтич. оперы с типичным для неё слиянием
быта и фантастики. В опере нашли отражение нар. сюжет, яркие картины крестьянского
и охотничьего быта, поэтич. образы природы. В этом произв. В. опирался
на нар. муз. творчество, широко использовал бытовые жанры (вальс, марш,
различные нар. -песенные формы). Оперу отличают также общий романтический
колорит, новизна муз. -гармонич. средств и тембровых красок, действенная
роль лейтмотивов, усиление значения оркестра. В. не только обобщил искания
композиторов раннего периода развития муз. романтизма (Э. Т. А. Гофман,
Л. Шпор), но и подготовил своим творчеством появление принципов муз. драматургии
Р. Вагнера. Опера В. "Эврианта" (пост. 1823, Вена, под упр. автора) утвердила
новый тип многоплановой историколегендарной рыцарской оперы. Последняя
опера В. "Оберон" (пост. 1826, Лондон, под упр. автора) открыла жанр сказочной
романтич. оперы со светлым миром народнофантастич. Образов - В. также принадлежат
неоконченная опера "Три Пинто" (1821, завершена Г. Малером в 1888), музыка
к семи дра-матич. пьесам, в т. ч. "Турандот" Шиллера, "Прецио-за" Вольфа
(1820) и большое количество хоровых, сольных и ансамблевых вокальных произв.


Л. Ф. де Вега
Карпьа.

В. наиболее
известны концерты для духовых инструментов с оркестром (3 для кларнета;
для фагота, валторны). Фп. пьеса "Приглашение к танцу" (1819), переложенная
Г. Берлиозом для оркестра (1841), и "Концертштюк" для фп. с оркестром (1821)
сыграли значит, роль в развитии программной инструментальной музыки и новых
концертных жанров, основанных на бытовой танцевальной музыке (вальс).


В. - автор
муз. -критич. и лит. работ, в т. ч. неоконченного романа "Жизнь музыканта".


Лит.: Фермам
В., Оперный театр, М., 1961; Хохловкина А., Западноевропейская опера, М.,
1962; Кенигсберг А., Карл-Мария Вебер, М. -Л., 1965; Laux К., С. М. von
Weber, Lpz., 1966; Moser H. J.. С. М. von Weber. Le-ben und Werk, 2 Aufl.,
Lpz., 1955.

C. Н. Питина.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я