ВАХХАБИТЫ

ВАХХАБИТЫ ,
последователи религ. -политич. течения в исламе, распространившегося
в Неджде (Центр. Аравия) в кон. 18 в. Основоположник ваххабизма
- Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб (1703- 1787). Гл. догмат В. - вера в безусловно
единого бога (к-рый для В. антро-поморфичен); отсюда самоназвание В. -
муваххидун - единобожники. В. отвергали всевозможные "новшества", появившиеся
в процессе развития ислама, в т. ч. культ святых, дервишество, боролись
с пережитками доисламских культов; придерживались суровой простоты нравов;
большое внимание уделяли джихаду (священной войне против иноверцев).


Политич. сущность
ваххабизма заключалась в стремлении к объединению племён и мелких княжеств
Аравии, ликвидации плем. раздоров и феод, анархии в интересах крупных феодалов
и купцов. К нач. 19 в. почти весь Аравийский п-ов был объединён В. в феод,
гос-во, распавшееся после завоевания его Египтом (1811-18). В 1821 гос-во
В. было восстановлено в рамках Неджда и существовало до последней четв.
19 в. Вновь воссоздано в нач. 20 в. В результате объединит, войн, к-рые
велись в 20-х гг. под рук. Ибн Сауда (1880-1953), гос-во В. расширилось
до совр. границ (с 1932 наз. Саудовская Аравия). В Саудовской Аравии ваххабизм
является офиц. идеологией. Идеи ваххабизма получили нек-рое распространение
в Индии, Афганистане, Индонезии, нек-рых странах Африки.


Лит.: Васильев
А. М., Пуритане ислама?, М., 1967 (библ. ); Перши ц А. И., Хозяйство и
общественнополитический строй Северной Аравии в 19 -1-й трети 20 в., М.,
1961; Реихан и Амин, Тарих Неджд аль-хадис (История современного Неджда),
Бейрут, 1927; Burckhardt J. L., Notes on the Bedouins and Wababys, v. 1
- 2, L., 1831. 3. И. Левин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я