ВАРИАЦИИ

ВАРИАЦИИ (от лат. variatio - изменение), муз. форма, осн. на видоизменениях
темы, сочинённой композитором или заимствованной им (изредка - двух и даже
трёх тем). Отсюда назв. "Тема с В. ", к-рое часто даётся произведениям
в этой форме. Истоки В. - в нар. творчестве, в изменениях, к-рым подвергается
песенная форма при куплетных повторениях. Тема В. обычно проста по фактуре,
исполняется в умеренном темпе, что позволяет провести в В. последовательные
фактурные, темповые, жанровые изменения. Различают В., сохраняющие структуру
темы (В. на бассо остинато, на выдержанную мелодию и строгие В.
) и меняющие её (свободные В. ). В первом случае варьирование касается
всех или нек-рых элементов темы - мелодии, фактуры, полифонич. ткани, в
отд. В. - лада, темпа и тактового размера (Пассакалия до минор И. С. Баха,
32 В. Бетховена для фп., Персидский хор из оперы "Руслан и Людмила" Глинки).
Во втором случае В. связаны с темой через общие мелодич. обороты, но меняют
жанр, размер, темп, структуру и в результате образуется сюитообразная форма
(Симфонич. этюды Шумана для фп., 2-я часть трио "Памяти великого художника"
Чайковского, 2-я часть концерта Прокофьева для фп. ). Возможно объединение
обеих форм варьирования (финал сонаты №2 Шостаковича для фп. ). Иногда,
как видно из примеров, В. входят составной частью в сонатносимфонич. цикл
или др. муз. форму.


Лит.: Протопопов
Вл., Вариационные процессы в музыкальной форме, М., 1967; Ад иге залова
Л., Вариационный принцип развития песенных тем в русской советской симфонической
музыке, в сб. : Вопросы современной музыки. Л., 1SH53; FisсhеrК., Zur Theorie
der Variation im 18. und beginnenden 19. Jahrhundert, вкн. : Festschrift
J. Schmidt-Gorg..., Bonn. 1957.

Вл. В. Протопопов.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я