ВАН ЭЙК

ВАН ЭЙК
(van Eyck) Ян [ок. 1390, Маасейк(?), Лимбург,- похоронен 9. 7. 1441, Брюгге],
нидерландский живописец. Согласно документам, в 1422-24 работал над украшением
графского замка в Гааге, в 1425 стал придворным художником бургундского
герцога Филиппа Доброго, во владения к-рого входили Нидерланды. В 1427
посетил Испанию, в 1428-29 - Португалию. Ок. 1430 поселился в Брюгге. Нек-рые
его картины подписаны девизом "Als ich kan" ("Как умею"). Был также миниатюристом.


Наиболее крупное
произведение В. Э. - "Гентский алтарь" (полиптих в соборе св. Бавона в
Генте). Согласно позднейшей надписи ца раме, его начал живописец Хуберт
ван Эйк и окончил Ян в 1432. Хуберт, старший брат Яна, работал в 1420-х
гг. в Генте, где умер в 1426; приписать ему с полной достоверностью к.
-л. произведения не удаётся. Вопрос о творчестве Хуберта и его участии
в работе над "Гентским алтарём" остаётся спорным. Выделить в живописном
исполнении алтаря руку различных мастеров практически невозможно; по-видимому,
он в целом написан Яном. Хуберт же мог лишь начать работу над центр, частями
алтаря ("Поклонение агнцу" и три фигуры над ним), наиболее архаичными по
композиции. Алтарь состоит из многих изображений различного характера,
включая многофигурную сцену в пейзаже ("Поклонение агнцу"), просторный
интерьер с городским видом за окном ("Благовещение"), фигуры Адама и Евы,
портреты донаторов и т. д.


За исключением
"Богоматери в церкви" (кон. 1420-х гг., Карт, гал., Берлин-Далем), достоверные
произведения В. Э. относятся к 1430-м гг. Наиболее выдающиеся из них: "Богоматерь
канцлера Ро-лена" (ок. 1436, Лувр, Париж), "Богоматерь каноника ван дер
Пале" (1436, Муниципальная художеств, гал., Брюгге), триптих "Богоматерь
в церкви" (1437, Карт, гал., Дрезден). В. Э. - первый из больших портретистов
в европ. живописи, создатель типа погрудного портрета в трёхчетвертном
повороте ("Тимофей", 1432, и "Человек в красной шапке", 1433,-Нац. гал.,
Лондон; портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Муниципальная
художеств, гал., Брюгге). В. Э. принадлежит и парный портрет супругов Арнольфини
(1434, Нац. гал., Лондон), изображённых в комнате бюргерского дома. Сохранились
лишь религ. сцены и портреты В. Э., но в источниках упоминаются также его
композиции светского содержания.


Опираясь на
достижения своих предшественников и современников, прежде всего Робера
Кампена, В. Э. последовательно пришёл к новому для европ. иск-ва
того времени принципу реалистич. изображения действительности. При этом
большинство картин В. Э. лишено сюжетного действия и носит спокойный, созерцательный
характер. Чрезвычайно тщательная живопись выявляет красоту каждого предмета,
к-рый приобретает реальный объём, плотность, вес, характерное строение
поверхности. Природа, люди, вещи под кистью В. Э. достигают поразительной
жизненной убедительности, причём особую роль в этом играет изображение
пространства и световоздушной среды. В. Э. в равной мере интересуют человек
и окружающий его мир, в его композициях большое место занимают пейзаж,
интерьер, натюрморт. Деталь и целое мыслятся в неразрывной взаимосвязи:
цветущее растение или дрг>гоценный камень, украшающий одежду богоматери,
как бы преломляют в себе красоту мироздания, а панорамный пейзаж в "Богоматери
канцлера Ролена" воспринимается как собирательный образ Вселенной. Искусство
В. Э. отличает глубина понимания закономерности всего сущего, выражением
чего является продуманное, строго обусловленное построение произведений.


Решение поставленных
В. Э. творческих задач требовало новых художеств, средств. Нередко его
называли изобретателем техники живописи маслом. Эта техника была известна
и раньше, однако В. Э. первым поновому применил её, используя эстетич.
выразительность тонких, прозрачных слоев краски, положенных один поверх
другого. Метод В. Э., позволяющий достигать исключит, силы, глубины и богатства
цвета, а также большой тонкости светотеневых и цветовых переходов, сыграл
важную роль в истории мировой живописи.


Иск-во В. Э.,
хотя и основанное в большой мере на религ. представлениях, новаторски отразило
красоту и многообразие действительности и послужило важным источником развития
реализма. Оно сыграло решающую роль в создании станковой картины как живописного
изображения, дающего высоко убедительную картину реальности. Творчество
В. Э. знаменует начало Возрождения в Нидерландах и в значит, степени определяет
пути дальнейшего развития ни-дерл. живописи, круг её проблем и интересов,
её художеств, средства и возможности, её своеобразный нац. характер.


Илл. см. на
вклейке к стр. 296-297.


Лит.: Егорова
К. С., Ян ван Эйк, М., 1965; Никулин Н. Н., Ян фан Эйк. [Альбом], Л., 1967;
Friedlander M. J., Die altniederlandische Malerei, Bd 1, В., 1924; В aid
ass L., Jan van Eyck, L., 1952; PanоfskуЕ., Early Netherlandish painting.
Its origins and character, v. 1 - 2, Camb. (Mass. ), 1953. К.С.Егорова.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я