ВАГНЕР

ВАГНЕР (Wagner)
Вильгельм Рихард (22. 5. 1813, Лейпциг,- 13. 2. 1883, Венеция), немецкий композитор,
дирижёр, муз. писатель и театр, деятель. Род. в чиновничьей семье. Раннему
интересу В. к иск-ву способствовал его отчим, актёр Л. Гейер. Занятия музыкой
начались с 15 лет. В раннем периоде муз. творчества (1828-32) В. создал ряд
инструментальных произв., в т. ч. симфонию (1832) и увертюру "Польша" (1832,
окончат, ред. 1836). С 1831 В. студент Лейпцигского ун-та. Одновременно брал
частные уроки композиции у Т. Вейнлига. С 1833 работал театр, хормейстером
в Вюрцбурге, затем дирижёром муз. театров в Магдебурге (1834-36), Кенигсберге
(1837), Риге (1837-39). В 1830-х гг. В. написал оперы: "Феи" (по К. Гоцци,
1833-34, пост. 1888), "Запрет любви" (по У. Шекспиру, пост. 1836), "Риенци"
(по Э. Бул-вер-Литтону, 1838-40, пост. 1842). В 1839-42 жил в Париже, где
создал первые зрелые произв. : увертюру "Фауст" (по И. В. Гёте, 1840, окончат,
ред. 1855) и оперу "Летучий голландец" (по нар. легендам и новелле Г. Гейне,
1841, пост. 1843). В 1843-49 работал дирижёром придворного театра в Дрездене;
там же написал на основе ср. -век. легенд 2 оперы: "Тангейзер" (1843-45, пост.
1845) и "Лоэнгрин" (1845-48, пост. 1850, Веймар). Участник Дрезденского восстания
1849, после подавления к-рого эмигрировал в Швейцарию. В 1849-58 жил в основном
в Цюрихе. В 1852 В. завершил (первонач. замысел в 1848) лит. текст оперной
тетралогии "Кольцо нибелунга" на основе скандинавского эпоса 8-9 вв. "Эдды"
и нем. средневекового эпоса 13 в. "Песнь о нибелунгах". В 1852-56 написал
музыку первых частей тетралогии: "Золото Рейна" и "Валькирия". В 1857-59 создал
оперу "Тристан и Изольда" (по эпич. сказанию Готфрида Страсбург-ского, пост.
1865, Мюнхен). После периода скитаний (1859-64) В. по приглашению баварского
короля Людвига II переезжает в Мюнхен. Здесь в 1868 была поставлена его опера
"Нюрнбергские мейстерзингеры" (по нюрнбергской хронике конца 17 в. ); в 1871-74
он завершил последние части "Кольца нибелунга": "Зигфрид" и "Гибель богов".
Постановка всей тетралогии состоялась в Байрёйтском театре (1876),
построенном по проекту В. Последние годы жизни В. проводит в Байрёйте, где
в 1882 была поставлена его опера-мистерия "Парсифаль" (по ср. -век. христ.
легенде).


Произв.
В., не связанные с театром, в период зрелого творчества появляются редко.
Среди них: "5 стихотворений для жен. голоса с фп. " (на слова М. Везен-донк,
1857-58), идиллия "Зигфрид" для малого симф. оркестра (1870).



Творческий
путь В. сложен и противоречив. В юности композитор находился под влиянием
различных течений нем. романтизма. Первая опера "Феи" принадлежит к типу нем.
романтич. оперы. Сближение с деятелями бурж. -либер. движения "Молодая Германия"
в сер. 1830-х гг. привело В. к пересмотру своих взглядов на оперу. Влияние
итал. и франц. иск-ва сказалось в опере "Запрет любви" с её реальнобытовой
тематикой, осмеянием ханжеской морали. В опере "Риенци", написанной под воздействием
историкогероических произведений Г. Спонтини и Дж. Мейербера, отразились освободительнобунтарские
настроения В., выявился яркий талант его как драматурга и симфониста. "Летучий
голландец" знаменует возвращение В. к проблематике нем. романтич. оперы; в
ней переплетаются фантастическое и реальное. Композитор значительно обновляет
традиционные муз. средства романтич. иск-ва, намечает пути к созданию непрерывно
развивающегося сценич. действия, уделяет большое внимание раскрытию психологии
героев; в его муз. драматургии повышается роль лейтмотивов.



"Тангейзер"
и "Лоэнгрин" во многом связаны с нем. романтич. операми на рыцарский сюжет
(есть преемственность с "Эвриантой" Вебера). "Тангейзер", развивающий романтич.
тему "двоемирия" (в данном случае - столкновения чувственности и аскетизма),
выражает протест против лицемерной бурж. морали, утверждает право свободного
человеч. чувства. Тема протеста в этом произв. сочетается с идеей "искупления"
- жертвенного подвига. В "Лоэнгрине" силам зла противопоставлены светлые силы,
автор утверждает высшую миссию художника и показывает в аллегорич. форме его
одиночество в совр. ему обществе. Но протест этот носит пассивный характер.
В "Лоэнгрине" В. углубляет принципы симфонизации оперы, усиливает драматургич.
роль лейтмотивов. Так постепенно созревают элементы будущей вагнеровской муз.
драмы.


В период
Революции 1848-49 в Германии В. испытывал воздействие материалистической философии
Л. Фейербаха и анархического бунтарства М. А. Бакунина. В своих теоретич.
работах В. выдвинул тезис об иск-ве как "продукте социальной жизни", резко
критиковал капитализм и христианскую церковь, бурж. театр, призывал к демократизации
иск-ва и считал, что подлинное иск-во возможно лишь после -революции. Но свои
политич. идеалы выражал в этих работах туманно, абстрактно.



Антикапиталистич.
направленность отличает концепцию тетралогии "Кольцо нибелунга". Олицетворением
"мирового зла" явилась здесь власть золота, к-рой противопоставлены сила любви
и геройство подвигов. Борьбу со злом призван вести идеальный нар. герой Зигфрид,
символизирующий, по замыслу В., "социалиста-искупителя". Как и в др. операх
В., в тетралогии ярко воплощены нац. мифологич. и легендарные образы, картины
нем. истории и природы. В период длительной работы над тетралогией в мировоззрении
В. усилились реакц. тенденции (показательно увлечение философией А. Шопенгауэра
и Ф. Ницше). В тетралогии появились черты пессимизма, отразились слабость
и рефлексия, характерные для нем. интеллигенции послереволюц. периода, её
неверие в революцию. В "Кольце нибелунга" нашли последоват, выражение реформаторские
принципы В., зародившиеся отчасти ещё в операх 1840-х гг. В теоретич. работах
1849-51, особенно в работе "Опера и драма", В. подверг резкой критике старую
оперу, её условности, разрыв между драматич. содержанием и музыкой и выдвинул
идею создания муз. драмы, в к-рой музыка становится одним из важнейших средств
воплощения содержания. Для успешного осуществления синтеза музыки и драматич.
действия В. считал необходимым объединение композитора и либреттиста в одном
лице (В. был автором либретто своих опер). Превращая оперу в муз. драму, композитор
стремился к идейной насыщенности спектакля, к гармоничному взаимодействию
всех его элементов. Непрерывности муз. -драматич. развития В. достигал преодолением
расчленённости оперы на отд. "номера" (арии, ансамбли), заменяя их свободно
построенными монологами и диалогами. Большое внимание он уделял выразительности
вокальной декламации, предъявляя к артистам требование глубже раскрывать содержание
образа как вокальными, так и актёрскими средствами. Велико значение В. в симфонизации
оперы. Он не только количественно расширил состав оркестра, но и поновому
трактовал его возможности и роль отд. групп (особенно медных духовых инструментов),
был великим мастером оркестрового колорита. Оркестр в операх В. стал действенным,
раскрывающим внутр. смысл происходящего. Важнейший элемент оркестровой партии
опер В. - сквозные характеристики-лейтмотивы, иногда появляющиеся и в вокальных
партиях. Они характеризуют героев, предметы, явления, отражают причинноследственную
связь между ними, обеспечивают муз. единство произведения.



В музыке
"Кольца нибелунга" психологически насыщенный лиризм и глубокий драматизм сочетаются
с яркой картинностью. Оркестр поражает богатством тембров и силой выражения,
блеском, изобилием оттенков. В то же время здесь отразились противоречия и
односторонность творч. метода В. Порой нарушается равновесие между вокальной
и оркестровой партиями; внимание композитора сосредоточено в первую очередь
на оркестре, выразительные же возможности человеч. голоса используются им
недостаточно разнообразно. Усложнённая система лейтмотивов, чрезмерное изобилие
гармонич. и оркестровых красок, многословие текста, обилие отвлечённых рассуждений,
замена действия повествованием снижают динамизм и напряжённость муз. драматургии.



Симфонизация
оперы находит высшее проявление в "Тристане и Изольде", где внешнее действие
сведено до минимума и всё внимание композитора обращено на переживания героев.
Предельной напряжённости достигает гармонич. язык оркестровой партии. В этой
музыке своеобразно, с огромной силой и пси-хологич. глубиной раскрыта трагедия
любви и смерти.


От крайностей
позднего стиля В. отступает в опере "Нюрнбергские мейстерзингеры" на историкобытовой
сюжет (о нравах и обычаях нюрнбергских ремесленников). Музыка отличается реализмом
в обрисовке нар. типов, яркостью комич. и драматич. положений. В опере имеются
песни, ансамбли, хоры в духе нар. песенности. Прогрессивна осн. идея произв.
: борьба за передовое нар. иск-во, против тупого педантизма и рутины. Опера
проникнута радостным восприятием жизни, верой в созидат. силы народа.



Обращение
В. к религии в конце жизни нашло отражение в "торжественной сценической мистерии"
"Парсифаль". Музыка оперы, отличающаяся в целом просветлённой ясностью, спокойствием
и уравновешенностью, содержит отд. яркие драматич. моменты. Наряду с этим
ей присущи абстрактная символика и статичность.


В. принадлежит
выдающаяся роль в реформе оперного иск-ва, которая привела к решению новых
сложных художеств, задач. Крупнейшие представители нац. оперных школ творчески
осваивали достижения В., выступая в то же время против крайностей вагнеровской
реформы (Ж. Бизе, Дж. Верди, П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков и др.
). Реформаторское творчество В. оказало значит, воздействие на оперное испол-нительство.
Особая декламационная выразительность вокальных партий его опер и сложность
оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи.



В. был
одним из видных представителей дирижёрского иск-ва. В 50-60-х гг. он неоднократно
выступал в различных европ. городах, в т. ч. в Петербурге и Москве (1863),
с исполнением отрывков из своих опер, симфоний Л. Бетховена и др. произв.



Обширна
и разнообразна лит. деятельность В. Он - автор оперных либретто, драм, стихотворений,
муз. -теоретич. работ, рецензий, очерков о композиторах, исследований по истории
иск-ва, статей по вопросам политики и философии и др. В муз. -теоретич. работах,
особенно в таких, как "Искусство и революция" (1849), "Художественное произведение
будущего" (1850), "Опера и драма" (1851), "Обращение к моим друзьям" (1851),
В. стремился связать художеств, явления с жизнью общества, рассматривая бурж.
культуру как упадок дивилиза-ции. В этих трудах привлекает глубина, серьёзность
идейноэстетич. требований, предъявляемых композитором к иск-ву, к-рое определялось
им как важное средство нравственного воспитания народа.



Первые
пост, опер В. в России относятся к 60-м гг. 19 в. ("Лоэнгрин" в пе-терб. Мариинском
театре, 1868, и др. ). В 1889 нем. труппа показала в Петербурге и Москве тетралогию
"Кольцо нибелунга" (на рус. яз. весь цикл ставился в Мариинском театре в 1907-10).
Исполнялись и др. оперы В., в т. ч. "Нюрнбергские мейстерзингеры" и "Парсифаль"
(в Петерб. театре муз. драмы, 1913). Среди рус. музыкантов знатоком и пропагандистом
музыки В. был А. Н. Серов; проницательные оценки творчества В. дали Н. А.
Римский-Корсаков, П. И. Чайковский и др. В СССР оперы В. ставились на сценах
крупнейших оперных театров Москвы, Ленинграда, Киева, Риги и др.



Среди
рус. исполнителей опер В. особенно выделялись в героич. ролях И. В. Ершов
и Ф. В. Литвин; большим событием было также исполнение гл. партий в опере
"Лоэнгрин" А. В. Неждановой и Л. В. Собиновым. Среди выдающихся сов. исполнителей-певцов
- И. С. Козловский, К. Г. Держинская, М. О. Рейзен, Ж. Гейне-Вагнер, А. Фрин-берг,
дирижёры В. И. Сук, Э. Ф. Направник, А. Коу тс, Н. С. Голованов, Е. А. Мра-винский,
С. А. Самосуд, Э. Тоне.


Соч.
: Gesammelte Schriften und Dichtun-gen, Bd 1 - 10, Lpz., 1871-83; Samtliche
Schriften und Dichtungen, 6 Aufl., Bd 1 - 16, Lpz., 1912-14; врус. пер.
- Рихард Вагнер. Избранные статьи. Ред., прим.,
вступ. и пояснит, ст. Р. И. Грубера, М., 1935;Опера и драма, М., 1906; Художественное
произведение будущего, "Русская музыкальная газета", 1897, №№ 1-3, 5-12, 1898,
№№ 1, 3-10; Моя жизнь. Мемуары. Письма. Дневники, т. 1 - 4, М., 1911 - 12
(т. 4 -Письма. Дневники. Обращение к друзьям); Бетховен [1870], М. - СПБ,
1911; Нибелунги. Всемирная история на основании сказания, М., 1913.



Лит.: Д
р у с к и н М., Рихард Вагнер, М., 1958; Грубер Р., Рихард Вагнер (1883 -
1933), М., 1934; Капп Ю., Рихард Вагнер, пер. с нем., М., 1913; G 1 a s е-п
а р р К. С. F., Das Leben Richard Wagners, Bd 1-6, 6 Aufl., Lpz., 1908-23;
1st el E., Das Kunstwerk R. Wagners, Lpz. -В., 1918; Westernhagen C. v о n,
Richard Wagner. Sein Werk, sein We-sen, seine Welt, Z., 1956; Луначарский
А. В., Рихард Вагнер в его кн. : Юбилеи. Сб. юбилейных речей и статей (1931
- 1933), М., 1934; С т а с о в В. В., Искусство XIX века, Избр. соч., т. 3,
М.,1952, с. 677 - 706; Серов А. Н., Рихард Вагнер и его реформа в области
оперы, Избр. статьи, т. 2, М., 1957; его же, "Нибелунгов перстень". Музыкальнодраматическая
поэма Рихарда Вагнера, в его кн. : Критические статьи,!. 3, СПБ, 1895; Римский-Корсаков
Н. А., Вагнер. Совокупное произведение двух искусств или музыкальная драма,
Поли. собр. соч., т. 2, М., 1963, с. 47 - 60; Чайковский П. И., Байрейтское
музыкальное торжество, в его кн. : Музыкальнокритические статьи, М., 1953,
с. 302-30; СоллертинскийИ. И., "Моряк-Скиталец" Вагнера, О "Кольце ни-белунга"
Вагнера, в его кн. : Музыкальноисторические этюды, 2 изд., Л., 1963, с. 205-23;
Pfordten H. von der, Handlung und Dichtung der Buhnenwerke R. Wagners...,
4 Aufl., B., 1908; К u r t h E., Romantische Harmonik und ihre Kriese in Wagners
"Tristan", 3 Aufl., В., 1953; L о r e n z A., Das Geheiranis in der Form bei
Richard Wagner, Bd 1-4, В., 1924-33. Г. В. Крауклис.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я