ВАГИФ

ВАГИФ Молла
Панах (ок. 1717, дер. Са-лахлы, ныне Казахский р-н, - 1797, г. Шуша), азербайджанский
поэт и гос. деятель. Род. в крест, семье. Знал араб. и перс, языки. Учился
у лучших ашугов-певцов музыке и пению, сам импровизировал песни. Был учителем
(приставка "молла" к имени поэта связана с этой его деятельностью), затем
везиром (министром иностр. дел) карабахского правителя. На этом посту проявил
незаурядные способности дипломата. При его участии был заключён оборонит,
союз между Карабахом, Грузией, Талышским и Эри-ванским ханствами против Ирана.
Он же был инициатором переговоров с Россией, имевших целью заручиться её поддержкой.
В 1797 власть в Карабахе была захвачена племянником Ибрагим-хана Мухаммед-беком
Джеванширом, по повелению к-рого В. был убит вместе с сыном - молодым поэтом
Али-беком, дом его разгромлен. Произв. поэта в рукописях не сохранились и
были собраны впоследствии по отд. записям или из уст певцов. Первый сб. стихов
В. был издан в 1856 М. Ю. Нерсесовым в Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск). Собиранием
стихов В. усиленно занимался и М. Ф. Ахундов. Первое наиболее полное их собрание
было изд. в 1945 (рус. пер. 1949). Своим поэтич. творчеством В. открыл новую
страницу в азерб. поэзии, приблизив её к народу. Его лирика жизнерадостна;
он трезво судит о реальной жизни, а её невзгоды стремится преодолеть силой
разума, находя фил ос. смысл даже в скорбях. Высшая награда человеку в этом
мире- любовь земная, почти языческая. В отличие от поэтов-романтиков, воспевавших
возвышенножертв. любовь к идеальной красавице, В. поэтизирует наслаждение,
создаёт образы вполне реальных красавиц, весёлых проказниц ("Фиалка", "Двух
красавиц я славлю", "Грудь упругая прекрасна"). В поздние годы в стихах В.
крепнет обычный для ср. -век. вост. лирики мотив "превратности судьбы": бессилие
человека перед лицом рока, провидения ("Видали, ты на чёрствые эти сердца
погляди"). Филос. лирика проникается горечью ("Кто совершенен, того постигают
напасти судьбы") и иронич. отношением к миру обмана и зла ("Я правду искал,
но правды снова и снова нет"). В. вместе с Видади, старшим современником и
другом, утвердил в азерб. поэзии ашугскую форму гошма, наиболее близкую к
нар. поэтич. творчеству, хотя своими великолепными газелями, мухаммасами,
написанными в строго классич. форме, отдал дань и поэтич. школе Физули. Стихи
В. поются поныне ашугами и певцами. Популярная нар. поговорка гласит: "Не
всякий, кто учится, сделается Молла-Панахом". Жизнь В. нашла художеств, воплощение
в драматич. поэме С. Вургуна "Вагиф".


Соч. :
Эсэрлэри, Бакы, 1960; Сечнлмиш эсэрлэри, Бакы, 1968 (араб, шрифт); в рус.
пер. - Лирика, М., 1968.


Лит.: Азэр&ичан
эдэбиЦаты тарихн, ч. 1, Бакы, 1960; Дадашзадэ А., Молла ПанаЬ Вагиф, Бакы,
1966; его же, Певец жизни (Раздумья о Вагифе), Б., 1968.



А.
А. Шариф.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я