БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

БЮДЖЕТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ предоставление средств из гос. доходов или доходов вышестоящих
бюджетов нижестоящим бюджетам для сбалансирования их доходов и расходов. В социа-листич.
странах задачами Б. р. являются: обеспечение бездефицитной сбалансированности
доходов и расходов нижестоящих бюджетов на уровне, необходимом для выполнения
заданий нар. -хоз. плана; выделение каждому бюджету таких источников, к-рые
позволили бы своевременно и бесперебойно финансировать намеченные планом мероприятия
по развитию нар. х-ва и социальнокультурному обслуживанию населения; создание
материальной заинтересованности респ. и местных органов в выполнении планов
местных и общесоюзных гос. доходов, а тем Самым и в выполнении нар. -хоз. плана
В целом.



На первых
этапах социалистич. строительства в СССР осн. формами Б. р. являлись дотации,
в 1924-31 субвенции (целевые гос. пособия местным бюджетам, требующие
участия их средств), затем отчисления от гос. доходов и налогов и надбавки
к ним. С укреплением нар. -хоз. и бюджетного планирования осн. методом
Б. р. стали отчисления от гос. доходов и налогов, передаваемые в нижестоящие
бюджеты в дифференцированных процентах от суммы поступлений дохода или налога
на территории данного Совета, что заинтересовывает каждый местный Совет и
республику в выполнении плана общесоюзных гос. доходов и налогов. Проценты
отчислений дифференцируются в зависимости от потребности в средствах для покрытия
запланированных по бюджету расходов, с учётом объёма местных (закреплённых)
доходов, к-рые должны поступить в данный бюджет в предстоящем году. Различается
регулирование бюджетов союзных республик, внутриреспубликанское (союзных и
авт. республик), внутриобластное (краевое), внутрирайонное и внутригородское
(по городам, имеющим районное деление) Б. р.


Осн. источниками
средств для Б. р. являются в СССР: налог с оборота, подоходный налог с населения
и нек-рые др. В исключит, случаях, а именно, когда бюджет республики или местного
Совета не может быть сбалансирован даже при передаче ему всей суммы (100%)
доходов, поступающих на его территории, применяется дотация из гос. бюджета.
Аналогичные формы Б. р. используются в большинстве социалистич. стран.



В капиталистич.
странах Б. р. обусловлено в первую очередь всё большей концентрацией источников
доходов (особенно налогов) в руках центр, власти. Возрастающая зависимость
местных органов власти от центральных выражает обострение противоречий между
центром и местами. Формы Б. р. : дотации, субвенции, отчисления и надбавки
к гос. налогам. А. М. Александров.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я