БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА совокупность бюджетов гос-ва, адм. -терр. единиц и бюджетов
(смет) и счетов автономных в бюджетном отношении учреждений и фондов, основанная
на экономич. отношениях и юридич. нормах. Характер Б. с. определяется социальноэкрномич.
и политич. строем страны, а её организац. построение зависит от формы гос.
и адм. устройства (см. Бюджетное право).


Б. с.
капиталистич. стран. В унитарных гос-вах (напр., в Великобритании, Франции
и др. ) Б. с. складывается из гос. бюджета и бюджетов местных органов самоуправления,
в федеральных гос-вах - из центр, федерального бюджета, бюджетов членов федерации
(в США - штатов, в Швейцарии - кантонов, в ФРГ - земель и т. д. ) и местных
бюджетов. Отд. бюджеты противостоят друг другу, выражая противоречия между
различными группировками буржуазии и классовые противоречия. В процессе роста
концентрации произ-ва, централизации капитала, усиления власти монополий происходит
бюрократия, централизация Б. с. Всё большая часть источников доходов сосредоточивается
в руках гос-ва, к-рое определяет и гл. статьи расходов, усиливается финанс.
зависимость местных бюджетов от центра. Особенно характерно это для 50-60-х
гг., когда местные бюджеты росли значительно быстрее, чем центр, бюджет. В
США удельный вес бюджетов штатов и местных бюджетов в общей сумме бюджетных
расходов увеличился с 29,0% в 1952153 до 48,3% в 1968169; во Франции доля
местных бюджетов выросла за эти годы с 16,0 до 29,0% ; в Италии с 20,0 до
29,0%. Местные бюджеты всё шире используются на развитие инфраструктуры,
регулирование экономики, обеспечение монополий рабочей силой. Характерной
чертой Б. с. капиталистич. стран является наличие многочисл. авт. бюджетов
отд. орг-ций, внебюджетных смет и фондов, не подлежащих утверждению парламентами,
что позволяет монополистич. капиталу бесконтрольно использовать средства гос.
казны в своих интересах. Напр., в США, кроме общего казначейского фонда и
гос. бюджета, существуют внебюджетные фонды: Управления междунар. сотрудничества,
Администрации гражд. авиации, Бюро ветеранов войны и др. т. н. кредитные фонды.
К числу внебюджетных фондов относится также выручка от реализации казённого
имущества и ценных бумаг, используемая для погашения части гос. долга. В 1966167
объём внебюджетных ресурсов составил св. 45 млрд. долл. при общей сумме федерального
бюджета в 121,2 млрд. долл.


В развивающихся
странах, ставших на путь борьбы за укрепление политич. и экономич. независимости,
организация Б. с. подчинена задачам ликвидации остатков феодализма и последствий
колониализма. Ввиду слабости нац. буржуазии и недостатка у неё капиталов важнейшие
мероприятия в области экономики и культуры в этих странах (напр., в ОАР, Индии,
Бирме и др. ) финансируются за счёт гос. бюджета. Одновременно с целью привлечения
широких слоев населения к участию в решении нац. экономич. и политич. задач
правительства этих стран проводят политику развития инициативы и средств бюджетов
местных органов.


Б. с.
социалистических с т р а н. В СССР Б. с. включает союзный бюджет и гос. бюджеты
союзных республик, к-рые в своей совокупности составляют гос. бюджет СССР.
Это обеспечивает финансирование мероприятий, предусматриваемых планом развития
нар. х-ва СССР, участие союзных республик в осуществлении планов, имеющих
общесоюзное значение, всестороннее развитие экономики и культуры союзных республик
и их взаимную помощь. В гос. бюджет СССР включается также бюджет гос. социального
страхования, составляемый ВЦСПС и исполняемый профсоюзами. Гос. бюджеты союзных
республик объединяют респ. бюджеты, гос. бюджеты авт. республик и местные
бюджеты. Каждый край, область, авт. область, нац. округ, район, город, поселковый
Совет и сельский Совет имеют свой местный бюджет, утверждаемый соответствующим
Советом депутатов трудящихся. Общее количество бюджетов, объединяемых Б. с.
СССР, составляет почти 50 тыс.


Построение
Б. с. СССР, бюджетные права и обязанности органов гос. власти и управления
определяются Конституцией СССР, конституциями союзных и авт. республик, а
также Законом о бюджетных правах Союза ССР и союзных республик, законами о
бюджетных правах союзных республик и местных Советов депутатов трудящихся.
О структуре и характере развития Б. с. СССР можно судить по данным таблицы
на стр. 200.


Рост бюджетов
союзных республик (составляющих в 1970 44,2% гос. бюджета СССР против 24,2%
в 1940) свидетельствует о повышении роли союзных республик в хоз. и культурном
строительстве.


Доходы
союзного бюджета образуются в основном за счёт платежей из прибыли предприятий,
находящихся в ведении союзных органов, доходов от внеш. торговли, взносов
гос. предприятий по социальному страхованию, налога с оборота и др. общегос.
доходов. Доходы респ. и местных бюджетов состоят из платежей от прибыли предприятий
и от др. имущества, находящегося в ведении респ. и местных органов, а также
из отчислений от общегос. доходов и налогов, передаваемых в эти бюджеты в
порядке их регулирования (см. Бюджетное регулирование)


Направления
и величина расходов различных бюджетов определяются задачами и функциями союзных,
респ. и местных органов власти, закреплённых Конституцией СССР и союзных республик,
и др. законодат. актами. Из союзного бюджета СССР финансируются отрасли х-ва
и культуры, находящиеся в подчинении союзных органов и имеющие общесоюзное
значение, а также расходы на оборону страны, общесоюзные органы гос. власти
и управления. Из гос. бюджетов союзных республик финансируются отрасли, подчинённые
респ. органам, из местных бюджетов - в основном отрасли местного х-ва и расходы
социальнокультурных учреждений, обслуживающих население отд. местностей.


В др.
социалистич. странах Б. с. строится на тех же принципах, что и Б. с. в СССР.
В 1949150 в большинстве социалистич. стран были проведены бюджетные реформы,
в ходе к-рых осуществлена перестройка Б. с. на принципах демокра-тич. централизма
и ленинской нац. политики. Многочисл. внебюджетные сметы и фонды, существовавшие
до революций в этих странах, были объединены с гос. бюджетом, что имело важное
значение для укрепления всей системы нар. -хоз. и финанс. планирования. В
большинстве социалистич. стран Б. с. складывается из 2 осн. звеньев - центр,
бюджета и местных бюджетов [в Болгарии - это окружные (городские) бюджеты
и бюджеты общин, в КНДР - бюджеты провинций и уездов (городов), в МНР - аймачные
бюджеты и бюджеты сомонов, и т. п. ]. В 1968169 произошёл переход Чехословакии
к федеративному гос. и бюджетному устройству. Теперь Б. с. в этой стране складывается
из центр, бюджета ЧССР, гос. бюджета Чехии, гос. бюджета Словакии, к-рые состоят,
в свою очередь, из центр, и местных бюджетов. В Югославии Б. с. состоит из
бюджета федерации, бюджетов отд. республик (членов федерации) и бюджетов местных
органов. В интересах укрепления организац. единства Б. с. в большинстве социалистич.
стран местные бюджеты последовательно объединяются между собой и с центр,
бюджетом, образуя единый гос. бюджет. Ведущая роль в гос. бюджете принадлежит
центр, бюджетам, на долю к-рых приходится в среднем ок. 31 всех расходов гос. бюджета.






































































Динами
к а расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)




1940


1950


1960


1965


1971
(план)


Гос.
бюджет СССР


17,4


41,3


73,1


101,6


160,8


В
том числе:












Союзный
бюджет


13,2


31,7


30,1


43,2


88,7


Гос.
бюджеты союзных республик






из них:



4,2


9,6


43,0


58,4


72,1












респ.
бюджеты


1,2


3,0


28,6


37,3


43,0


бюджеты
автономных республик и местные бюджеты


3,0


6,6


14,4


21,1


29,1







Как правило,
задачей центр, бюджетов является финансирование общегос., хоз. и социальнокультурных
мероприятий и обороны страны. Местные бюджеты обеспечивают развитие местного
х-ва и социальнокультурное и бытовое обслуживание населения. В последние годы
расширяются права местных органов в области хоз. и культурного строительства,
что ведёт к быстрому росту их бюджетов и повышению их доли в едином гос. бюджете.


Лит. см.
при ст. Бюджет государственный. А. М. Александров, В. В. Лавров.


А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я