БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

БЮДЖЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих
доходов и расходов гос-ва. Сущность Б. г. каждой страны определяется экономич.
строем общества, природой и функциями гос-ва (см. также Бюджетная система).


Б. г.
в капиталистич. странах выражает отношения дополнит, эксплуатации трудящихся.
Развитие его подчинено стихийным закономерностям капиталистич. произ-ва, и
поэтому он выступает лишь как ориентировочная "... роспись предполагаемых
доходов и расходов государства на текущий год... " (М арке К., см. Маркс К.
и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 9, с. 78). В соответствии с функциями бурж.
гос-ва средства Б. г. используются в значит, части на непроизводит. цели (на
милитаризацию экономики, на аппарат угнетения), и поэтому он отражает парази-тич.
характер потребления нац. дохода. В силу циклич. характера развития капиталистич.
х-ва Б. г. отличается крайней неустойчивостью. Спады и кризисы ведут к сокращению
поступлений в бюджет, вызывая одновременно рост его расходов. Неустойчивость
бюджета проявляется и в частых его дефицитах, к-рые в период общего кризиса
капитализма становятся хроническими.


Б. г.
совр. империалистич. гос-в как в фокусе отражает сущность гос. -монопо-листич.
капитализма. Непосредственное вмешательство бурж. гос-ва в экономику, в процесс
произ-ва, распределения и перераспределения нац. дохода влечёт усиление роли
Б. г. Повышается доля нац. дохода, сосредоточиваемая в руках гос-ва и перераспределяемая
через бюджет. Так, в нач. 20 в. в развитых капиталистич. странах (США, Великобритании,
ФРГ, Франции) гос-во аккумулировало в бюджете 5-10% нац. дохода, а в 1968
уже 30-45%. В ряде стран через Б. г. прямо или косвенно финансируется от 1/3
до 1/2 всех инвестиций в осн. капитал. Гл. источником доходов бюджета капиталистич..
гос-ва являются налоги, составляющие 85-95% всех бюджетных доходов
и падающие в основном на рабочих, служащих, крестьян (фермеров) и мелкую буржуазию.
Так, в Б. г. Франции в 1967 налоговые поступления составляли 92,2% всех бюджетных
доходов, в ФРГ и США ок. 95%, в Великобритании 91,2%. На долю неналоговых
доходов (поступлений от предприятий, гос. иму-ществ и т. п. ) приходится от
5 до 15%. Хотя налоговый пресс всё более усиливается, налогов не хватает для
покрытия растущих. расходов и бюджетного дефицита бурж. гос-в, и они прибегают
к займам и бум. -ден. эмиссии (см. табл. 1 и 2). Гл. часть расходов государственного
бюджета в капиталистич. странах занимают расходы, связанные с ведением и подготовкой
новых войн (прямые и косвенные военные расходы). В развитых капиталистических
странах они составляют до 50% всех расходов бюджета. Монополии получают от
военных заказов, оплачиваемых за счёт Б. г., колоссальные прибыли и используют
их как средство поддержания высокой конъюнктуры. Значит, место в Б. г. многих
капиталистич. стран занимают расходы по гос. долгу (выплате процентов по гос.
долгу). Эти расходы относятся к косвенным военным затратам, т. к. сами займы
используются в основном на военные цели.


Важной
статьёй расходов Б. г. являются расходы, связанные с вмешательством бурж.
гос-ва в экономику и её регулированием. Гос. финансирование экономики получило
после 2-й мировой войны 1939-45 широкое развитие в ряде развитых капиталистич.
стран. Крупные расходы связаны со стр-вом гос. предприятий и выплатой компенсаций
бывшим собственникам национализированных предприятий. Напр., в Великобритании
в отд. годы эти платежи достигали 120- 200 млн. ф. ст., во Франции - более
200 млн. фр. Гос-во в виде прямых капиталовложений и субсидий монополиям финансирует
во Франции до 50% общей суммы капитальных вложений, в ФРГ до 30-40%, в Италии
до 60%. Растут расходы Б. г. на инфраструктуру - строительство дорог, мостов,
портов, газопроводов, учреждений просвещения, здравоохранения и др. объектов,
имеющих высокую капиталоёмкость и малую прибыльность и поэтому невыгодных
для монополий. Осн. часть расходов на инфраструктуру финансируется из местных
бюджетов. В условиях научнотехнич. революции возрастают затраты на науч. исследования:
в США с 1954 по 1967 они выросли с 5,7 млрд. долл. до 24 млрд. долл., причём
до 70% этих расходов покрывается за счёт Б. г. В ФРГ эти затраты возросли
с 1958 по 1967 почти в 6 раз, более половины их оплачивается за счёт Б. г.
Во Франции Б. г. покрывает 21 средства идут на поощрение экспорта, предоставление кредитов иностр. гос-вам
и т. д. Значит, средства Б. г. расходуются на содержание гос. аппарата - чиновников,
полиции, суда и т. д. Расходы на социальнокультурные нужды (образование, здравоохранение
и социальное обеспечение) относительно невелики и связаны с подготовкой квалифицированных
кадров для капиталистич. предприятий, поддержанием работоспособности населения.
Бурж. гос-во вынуждено увеличивать эти расходы под влиянием классовой борьбы
и растущих требований трудящихся. О структуре расходов Б. г. в капиталистич.
странах дают представление данные табл. 3 и 4.


Специфич.
черты имеют Б. г. в развивающихся странах. Они в значит, части используются
для развития нац. х-ва, расширения гос. сектора и социальнокультурного строительства,
для ликвидации последствий колониализма и создания независимой экономики.
В О АР, Бирме, Индии и ряде др. стран св. 50% расходов Б. г. направляется
на эти цели. Причём в этих странах существуют также спец. бюджеты капитальных
вложений, средства к-рых предназначены на инвестиции в нар. х-во и на социальнокультурное
строительство.


Б. г.
в дореволюц. России. Первые сведения об общей смете гос. доходов и расходов
дореволюц. России и городовых сметах относятся к 1645. При Петре I были проведены
крупные финанс. реформы в целях увеличения доходов казны и улучшения порядка
их взимания, созданы коллегии для руководства финанс. делами (1718). Петровская
роспись на 1723 включала 9200 тыс. руб. доходов и 9578 тыс. руб. расходов.
Среди доходов гл. место занимали подушная подать (5096 тыс. руб. ), кабацкие
сборы (1002 тыс. руб. ) и тамож. доход (656 тыс. руб. )- Расходы на армию
и флот составляли 6899 тыс. руб. В 1802 учреждено Мин-во финансов, к-рое начало
регулярно составлять ежегодные бюджеты. Хотя с 1897 бюджет ежегодно сводился
с превышением доходов над расходами, фактически он был хронически дефицитным.
"Свободная наличность" казначейства образовывалась за счёт роста гос. долга,
повышения цен на водку и др. источников (см. В. И. Ленин, Поли. собр. соч.,
5 изд., т. 6, с. 257-63 и т. 23, с. 25-27). Гл. статьями доходов Б. г. были
доходы от водочной монополии, косвенные и прямые налоги, пошлины. Среди расходов
на 1-м месте стояли прямые воен. расходы и платежи по гос. займам. В годы
1-й мировой войны 1914-18 бюджетный дефицит возрос с 39,1% ко всей сумме расходов
в 1913 до 81,7% в 1917. Гос. долг России увеличился с 8,8 млрд. руб. в 1913
до 60 млрд. руб. к весне 1917. Б. г. социалистич. стран выражает экономич.
отношения планового распределения общественного продукта и нац. дохода между
подразделениями обществ, произ-ва и экономич. районами страны, классами и
социальными группами населения на базе обществ, собственности. Гос. бюджет
СССР - осн. финанс. план образования и использования об-щегос. фонда ден.
средств Сов. гос-ва. В Б. г. СССР сосредоточивается часть нац. дохода Сов.
Союза, направляемая на планомерное развитие пром-сти, с. х-ва, транспорта,
торговли и др. отраслей нар. х-ва, на повышение материального благосостояния
и культурного уровня трудящихся, на оборону страны, на содержание органов
гос. управления. В СССР через Б. г. обеспечивается примерно половина затрат,
связанных с расширенным воспроизводством (капитальные вложения, прирост оборотных
средств, образование резервов) и ок. 80% средств, предназначенных на социальнокультурные
нужды, а также расходы на содержание органов гос. управления и оборону страны.
Централизация в Б. г. значит, части ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рой
доли доходов населения служит важным условием планового развития нар. х-ва,
соблюдения оптимальных пропорций между фондами накопления и потребления нац.
дохода, обеспечения рациональных балансовых связей между отраслями нар. х-ва.

























































































































































































































































































Табл.
1. - Доходы федерального бюджета США (млрд. долл.)




1968/69


1969/70




сумма
(ожидаемое исполнение)


%
к итогу


сумма
(проект)


в
%


к итогу



Подоходный
налог с населения


84,4


45,3


90,4


45,5


Налог
на прибыли корпораций


38,1


20,5


37,9


19,1


Акцизные
и таможенные пошлины


17,1


9,2


18,0


9,1


Налоги
для социального страхования


40,5


21,8


45,9


23,1


Прочие
поступления


6,0


3,2


6,5


3,2


Итого


186,1


100,0


198,7


100,0


Табл.
2. - Доходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)




1968/69


1969/70




сумма
(ожидаемое исполнение)


в
% к итогу


сумма
(проект)


в
% к итогу


Подоходный
налог (основной и дополнительный)


4,56


34,1


5,16


33,8


Налог
на прибыли корпораций


1,35


10,1


1,69


11,1


Налог
на прирост капитала


0,05


0,4


0,13


0,8


Таможенные
пошлины и акцизы


4,60


34,4


4,95


32,4


Выборочный
налог регулирования занятости


1,36


10,2


1,89


12,4


Прочие
доходы


1,44


10,8


1,45


9,5


Итого


13,36


100,0


15,27


100,0


Табл.
3.- Расходы федерального бюджета США (млрд. долл.)*


Прямые
военные расходы


1968/6!)


1969/70


сумма
(ожидаемое исполнение)


в
% к итогу


сумма
(проект)


в
% к итогу


81,0


44,1


81,5


41,7


Освоение
космоса


4,2


2,3


3,9


2,0


Международные
дела и финансы


3,9


2,1


3,8


1,9


Субсидии
отраслям экономики


17,6


9,6


18,9


9,7


Военные
пенсии


7,7


4,2


7,7


3,9


Платежи
по гос. долгу


15,2


8,3


16,0


8,2


Расходы
на просвещение и здравоохранение


18,6


10,1


20,9


10,7


Социальное
обеспечение


37,4


20,4


42,0


21,5


Прочие
расходы


3,2


1,7


6,5


3,3


Минус
межведомственные начисления и отчисления


-5,1


-2,8


-
5,7


-2,9


Итого


183,7


100,0


195,3


100,0


*
В 1968 федеральный бюджет был перестроен и в него были включены средства
социального страхования и др. фонды казначейства, что привело к снижению
удельного веса военных расходов (достигавшего ранее 70% собственно федерального
бюджета) и повышению удельного веса социально-культурных расходов.


Табл.
4 . - Расходы государственного бюджета Великобритании (млрд. ф. ст.)


Военные
расходы


1968/69


1969/70


сумма
(ожидаемое исполнение)


в
% к итогу


сумма
(проект)


в
% к итогу


2,2


17,1


2,3


16,2


Гражданские
расходы


8,6


65,8


9,3


66,5


Консолидированный
фонд для постоянного обслуживания


0,8


6,2


0,8


5.
6


Итого


11,6


89,1


12,4


88,3


Превышение
доходов над расходами . . .


1,7


-


2,2


-


Прирост
и движение консолидированного фонда


1,4


10,9


1,6


11,7


Всего
расходов с учётом прироста консолидированного фонда


13,0


100


14,0


100







Б. г.
СССР сыграл большую роль в создании фундамента социалистич. экономики и построении
социализма. Распределение и перераспределение в годы первых пятилеток (1929-40)
через Б. г. накоплений х-ва и доходов населения, обеспечивая гос-во необходимыми
ресурсами, способствовало становлению и развитию производств, отношений социализма,
ограничению, вытеснению, а затем и ликвидации капиталистич. элементов. При
помощи Б. г. большая часть нац. дохода направлялась на индустриализацию страны,
в первую очередь на создание и развитие тяжёлой пром-сти, на социалистич.
переустройство с. х-ва, осуществление культурной революции, укрепление оборонной
мощи страны. В годы Великой Отечеств, войны 1941 - 1945 через Б. г. были мобилизованы
огромные ден. ресурсы на развитие воен. экономики, удовлетворение нужд фронта
и тыла. В послевоен. годы бюджет являлся осн. источником затрат по восстановлению
и развитию всех отраслей нар. х-ва, повышению нар. благосостояния. В совр.
условиях Б. г. служит одним из важных инструментов построения материальнотехнич.
базы коммунизма. Через бюджет распределяется ок. половины нац. дохода страны,
в т. ч. св. 80% ден. накоплений социалистич. х-ва и нек-рая часть доходов
населения (см. Бюджетное планирование).


Осн. часть
доходов Б. г. СССР - поступления от социалистич. предприятий, составляющие
более 90% всех его доходов. Эти поступления увеличиваются в результате развития
быстрыми темпами всех отраслей социалистич. х-ва. Доходы социалистич. предприятий
вносятся в бюджет в виде платежей из прибыли [плата за производств, фонды,
фиксированные (рентные) платежи, взносы свободного остатка прибыли], налога
с оборота,
взносов гос. предприятий на гос. социальное страхование и нек-рых
др. платежей. Платежи из прибыли в бюджет в связи с проведением с 1966 экономич.
реформы перестроены т. о., чтобы повысить заинтересованность работников предприятий
в расширении произ-ва, его технич. совершенствовании и увеличении прибыли.
Для этого более значительная, чем прежде, часть прибыли оставляется в распоряжении
предприятий на расширение произ-ва (капиталовложения, прирост оборотных средств
и др. ) и отчисляется в фонды материального поощрения их работников. Налог
с оборота полностью вносится предприятиями в бюджет. Платежи населения занимали
в 1970 менее 10% всех доходов бюджета. Роль их в послевоен. период значительно
снизилась в связи с освобождением мн. плательщиков полностью или частично
от уплаты налогов, отменой в 1957 выпуска гос. внутр. займов, реализуемых
по подписке. Рост абс. суммы налогов с населения связан с увеличением численности
рабочих и служащих и фонда их зарплаты и средней зарплаты при одноврем. снижении
ставок обложения (см. табл. 5).


Св. 80%
расходов бюджета составляют затраты на финансирование нар. х-ва и социальнокультурных
нужд (см. табл. 6). Первые включают преим. капитальные и др. затраты, связанные
с постройкой новых предприятий, расширением и технич. обновлением действующих
предприятий, увеличением их оборотных фондов и др. расходами на развитие х-ва.


















































































































































































































































































Табл.
5. - Структура доходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)




1940


1950


1960


1965


1971
(план)




сумма


в
% к итогу


сумма


в
% к итогу


сумма


в
% к итогу


сумма


в
% к итогу


сумма


в
% к итог;


Всего


18,0


100


42,3


100


77,1


100


102,3


100


161,0


100


В
том числе






















Поступления
от социалистич. х-ва


16,0


88,8


35,4


83,7


70,1


91,0


93,9


91,8


146,1


90,8


из
них: платежи из прибыли гос. предприятий


2,2


12,2


4,0


9,5


18,6


24,1


30,9


30,2


54,8


34,1


налог
с оборота


10,6


58,8


23,6


55,8


31,3


40,6


38,7


37,8


54,2


33,6


подоходный
налог с кооперации, колхозов и обществ, орг-ций


0,3


1,6


0,6


1,4


1,8


2,4


1,5


1,5


1,4


0,9


Средства
гос. социального страхования


0,8


5,0


1,9


4.7


3,7


4,9


5,6


5,5


8,9


5,5


Поступления
от населения


2,0


11,2


6,9


16,3


6,9


9,0


8,4


8,2


14,9


9,2


из
них:






















налоги
с населения


0,9


5,1


3,6


8,5


5,6


7,3


7,7


7,5


13,8


8,6


гос.
займы


0,9


6,
1


2,7


7,3


0,9


1,2


0,2


0,2


0,4


0,3


Табл.
6. - Структура расходов государственного бюджета СССР (млрд. руб.)




1940


1950


1960


1965


1971
(план)




сумма


в
% к итогу


сумма


в
% к итогу


сумма


в
% к итогу


сумма


в
% к итогу


сумма'


в
% к итогу




17,4


100


41,3


100


73,1


100


101,6


100


160,8


100


В
том числе






















Народное
х-во


5,8


33,5


15,8


38,2


34,1


46,7


44,9


44,2


77,0


47,9


Социально-культурные
мероприятия . . .


4,1


23,5


11,7


28,2


24,9


34,1


38,2


37,6


58,5


36,4


Оборона


5,7


32,6


8,3


20,0


9,3


12,7


12,8


12,6


17,9


11,1


Управление


0,7


3,9


1,4


3,4


1,1


1,5


1,3


1,3


1,7


1,1




С проведением
экономии, реформы намного повышается роль собств. средств, а также кредитов
банка в финансировании расходов на увеличение осн. и оборотных фондов предприятий.
Расходы на социальнокультурные мероприятия включают финансирование затрат
на просвещение и здравоохранение, строительство уч. заведений и лечебных учреждений,
выплату стипендий, пенсий и пособий по гос. социальному страхованию и обеспечению
и др. затраты, связанные с удовлетворением материальных и культурных потребностей
населения. Значит, рост этих расходов в послевоен. период связан с расширением
сети учреждений просвещения и здравоохранения, с повышением уровня пенсионного
обеспечения, повышением зарплаты работникам просвещения и здравоохранения
и др. мероприятиями. Расходы на оборону включают содержание Вооруж. Сил СССР
и их оснащение необходимыми технич. средствами. Проводя политику мирного сосуществования
гос-в с различным социальным строем, Сов. Союз принимает вместе с тем необходимые
меры к укреплению своей обороноспособности.


Расходы
на управление включают финансирование органов гос. власти и управления (Верховных
Советов, Советов Министров, министерств и ведомств, местных органов гос. власти
и управления). Они тесно связаны с расходами по организации произ-ва и культурному
обслуживанию населения.


Б. г.
др. социалистич. стран сходны по своей природе и функциям с Б. г. СССР. Гл.
источниками доходов (80-94% всех доходов бюджета) являются доходы от социалистич.
х-ва, а в расходах осн. место занимают затраты на развитие нар. х-ва (45-55%
всех расходов) и социальнокультурные мероприятия (25-40% расходов).


На базе
планомерного и быстрого развития экономики социалистич. стран высокими темпами
вырастает объём их Б. г. Напр., объём бюджета (включая гос. и местные бюджеты)
вырос с 1950 по 1968 в Болгарии почти в 5 раз, в Венгрии больше чем в 5,7
раза, в Польше почти в 6 раз. Это позволяет систематически увеличивать бюджетное
финансирование
хоз. и культурного строительства.


Б. г.
сыграл огромную роль в социалистич. преобразованиях, причём производит, характер
его расходов способствовал ускорению темпов экономич. и культурного развития
социалистич. стран. Б. г. служит средством активного воздействия на рост произ-ва
и товарооборота, на увеличение источников накопления. Его роль особенно поднялась
в условиях проведения хоз. реформ: введения платы за фонды и землю (в ГДР
и Венгрии), изменений в системе отчислений от прибыли в бюджет, перехода к
финансированию предприятий и объединений в первую очередь за счёт собств.
ресурсов, повышения роли прибыли в материальном стимулировании, совершенствования
хоз. деятельности и увеличения роли кредита в расширенном воспроиз-ве на предприятиях.
За счёт Б. г. производятся наиболее крупные капитальные вложения, имеющие
важное значение в реализации плановых пропорций в развитии х-ва, что повышает
роль Б. г. в общей системе планирования нар. х-ва.


Лит.: Маркс
К., Бюджет Соединенных Штатов и христианскогерманский бюджет,


Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 6; е г о же, Парламент. Голосование 26 ноября.
- Бюджет Дизраэли, там же, т. 8; е г о же, Мыло для народа, лакомый кусок
для "Times". - Бюджет коалиционного министерства, там же, т. 9; Л е н и н
В. И., По поводу государственной росписи, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6;
Бутаков Д., Бочкова В., Шевель И., Финансы стран народной демократия, М.,
1959; Финансы капиталистических государств, М., 1964; финансы развивающихся
государств, М., 1965; Болдырев Б. Т., Бюджет современного капиталистического
государства, М., 1968; Государственный бюджет СССР, Авторский коллектив под
руководством Лаврова В. В. и Плотникова К. Н., М., 1968; Ситарян С., Хозяйственная
реформа и бюджет, М., 1968.


А.
М. Александров, В. В. Лавров.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я