БЭКОН

БЭКОН (Bacon)
Фрэнсис (22. 1. 156: Лондон, 9. 4. 1626, там же), английски философ, родоначальник
англ, материализма. В 1584 был избран в парламент. С 1617 лорд-хранитель
печати, затем -лордканцлер; барон Веруламский виконт Сент-Олбанский. В 1621
привлекался к суду по обвинению во взяточничестве, осуждён и отстранён от
всех должностей. Помилованный королём, не верну; ся на гос. службу и последние
годы жизн посвятил науч. и лит. работе.


Философия
Б. сложилась в атмосфер общего науч. и культурного подъём стран Европы, ставших
на путь капиталистич. развития, освобождения науки с схоластич. пут церк.
догматики. Всю жизнь Б. работал над грандиозным планом "Великого восстановления
наук" Наука, по Б., должна дать человек власть над природой, увеличить его
могущество и улучшить его жизнь. С это точки зрения он критиковал схоластик
и её силлогистический дедуктивный Метод, к-рому он противопоставил обращение
к опыту и обработку его индукцией, подчёркивая значение эксперимента. Пo словам
Маркса, для Б. "наук есть опытная наука и состоит в применении рационального
метода к чувственным данным (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч 2 изд., т. 2, с. 142).
Разрабатывая правила применения предложенного им индуктивного метода, Б. составлял
таблицу присутствия, отсутствия и степеней различных свойств у отд. предметов
того или иного класса. Собранная при этом масса фактов должна была составит
3-ю ч. его труда - "Естественную и экспериментальную историю".


Акцентирование
значения метода позволило Б. выдвинуть важный для педагогики принцип, согласно
к-рому цел образования - не накопление возможн большей суммы знаний, а умение
пользоваться методами их приобретения Все существующие и возможные наук Б.
разделял соответственно трём способ ностям человеческого разума: памяти соответствует
история, воображению -поэзия, рассудку - философия, включающая в себя учение
о боге, природе и человеке.


Причиной
заблуждения разума Б считал ложные идеи-"призраки", или "идолы", четырёх видов:
"призраки рода", коренящиеся в самой природе человеческого рода и связанные
со стремлением человека рассматривать природу по аналогии с самим собой; "призрак;
пещеры", возникающие благодаря индивидуальным особенностям каждого человека;
"призраки рынка", порождённые некритич. отношением к распространённым мнениям
и неправильным словоупотреблением; "призраки театра", ложное восприятие действительности,
основание на слепой вере в авторитеты и традиц догматические системы, сходные
с обманчивым правдоподобием театральных представлений. Материю Б. рассматривал
как объективное многообразие чувственных качеств, воспринимаемых человеком;
понимание материи у Б, не стало ещё механистическим, как у Галилея Декарта
и Гоббса.


Учение
Б. оказало огромное влияние на последующее развитие науки и фило софии, способствовало
становлению материализма Т. Гоббса, сенсуализма Дж Локка и его
последователей. Логич. метод Б. стал отправным пунктом развития индуктивной
логики, особенно у Дж. С. Милля. Призыв Б. к экспериментальному изучению
природы явился стимулом для естествознания 17 в. и сыграл важную роль в создании
научных организаций (напр., Лондонского королев, общества). Классификация
наук Б. была принята французскими просветителями - энциклопедистами .


С о ч.
: The works..., v. 1 - 14, L., 1857 - 74 (Reprint, L., 1968); в рус. пер.
-Собр. соч., т. 1-2, СПБ, 1874; О принципах и началах, М., 1937; Новый органон,
М., 1938; Новая Атлантида, 2 изд., М., 1962.


Лит.: Герцен
А. И., Избр. философские произведения, т. 1, [М. ], 1948, с. 239 - 270; Фишер
К., Реальная философия и ее век. Франциск Бэкон Веруламский, 2 изд., СПБ,
1870; Милонов К. К., Философия Франциска Бэкона, М., 1924; Субботник С., Френсис
Бэкон, М., 1937; Мельвиль М. Н., Френсис Бэкон, М., 1961; Frost W., Bacon
und die Naturphilosophie, Munch., 1927; Atidersоn F. H., The philosophy of
F. Bacon, Chi., 1948; G r e e n A. W., Sir F. Bacon, N. Y., [1966]. М.
Н. Мельвиль.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я