БЫТИЕ

БЫТИЕ философская
категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от
сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки Б. и соотношения его
с сознанием стоит в центре филос. мировоззрения. Диалек-тич. материализм исходит
из того, что материальное Б. определяет сознание, требует "... объяснения
общественного сознания из общественног о бытия" (Ленин В. И., Поли. собр.
соч., 5 изд., т. 26, с. 56). Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным,
Б. налагает определённые ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять
с ним свои действия. Вместе с тем Б. является источником и -условием всех
форм жизнедеятельности человека. Б. представляет не только рамки, границы
деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего Б., сферу
возможностей, к-рую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Истолкование Б. претерпело сложное развитие! Его общей чертой является противоборство
материалистического и идеалистич. подходов; первый из них толкует основания
Б. как материальные, второй - как идеальные. Можно вычленить несколько периодов
в трактовке Б. Первый период - мифология, истолкование Б. Второй этап связан
с рассмотрением Б. "самого по себе" (натуралистич. онтология). Третий период
начинается с философии И. Канта; Б. рассматривается как нечто связанное с
познават. и практич. деятельностью человека. В ряде направлений совр. немарксистской
философии делается попытка переосмыслить онтологич. подход к Б., к-рый исходит
уже из анализа человеческого существования Существо развития науч.
и филос. знания заключается в том, что человек всё более осознаёт себя как
субъекта всех форм своей деятельности, как творца своей социальной жизни и
форм культуры. В истории философии первую концепцию Б. дали др. -греч. философы
6-4 вв. до н. э. - досократики, для к-рых Б. совпадает с материальным, неразрушимым
и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Б. как неизменное, единое,
неподвижное, тождественное себе (Парменид), другие - как непрерывно становящееся
(Гераклит). Б. фиксируется здесь в отношении к небытию, причём противопоставляются
Б. по истине, открываемое в филос. размышлении, и Б. по мнению, представляющее
собой лишь ложную, превратную поверхность вещей. Наиболее резко выразил это
Платон, к-рый противопоставляет чувств, вещи чистым идеям как "мир истинного
бытия" (Theaet. 176 Е; рус. пер., М. - Л., 1936). Душа когда-то была близка
богу и "поднявшись заглядывала в подлинное бытие" (Phaedr. 247 С; рус. пер.,
М., 1904), теперь же, отягощённая заботами, °С трудом созерцает сущее" (там
же, 248 В). Аристотель выявляет типы Б. в соответствии с типами суждений:
"оно есть" (см. Met. V, 7, 1016, в 13-8, 1017 в 10; рус. пер., М. - Л., 1934).
Но Б. им понимается как всеобщий предикат, который относится ко всем категориям,
но не является родовым понятием (см. там же, III, 3, 998 в 22). Опираясь
на проводимый им принцип взаимосвязи формы и материи, Аристотель преодолевает
присущее прежней философии противопоставление сфер Б., поскольку форма для
него есть неотъемлемая характеристика Б. Однако Аристотель признаёт также
нематериальную форму всех форм (бога). Такая трактовка была продолжена неоплатонизмом.
Христианство проводит различие между божественным и сотворённым Б., между
богом и миром, к-рый сотворён им из ничего и поддержлвается божеств, волей.
Человеку предоставлена возможность свободного движения к совершенному, божеств.
Б. Христианство развивает аптич. представление о тождестве Б. и совершенства
(блага, истины и красоты). Ср. -век. христ. философия в традициях аристотелизма
различает действит. Б. (акт) и возможное Б. (потенция), сущность и существование.
Всецело актуально только Б. бога. Резкий отход от этой позиции начинается
в эпоху Возрождения, когда получил общее признание культ материального Б.,
природы, телесного. Эта трансформация, к-рая выражает новый тип отношения
человека к природе,- отношения, обусловленного развитием науки, техники и
материального производства, подготовила концепции Б. 17-18 вв. В них Б. рассматривается
как реальность, противостоящая человеку, как сушее, осваиваемое человеком
в его деятельности. Отсюда возникает трактовка Б. как объекта, противостоящего
субъекту как косной реальности, к-рая подчинена слепым, автоматически действующим
законам (напр., принципу инерции) и не допускает вмешательства каких-либо
внешних сил. Исходным в трактовке Б. для всей философии и науки этой эпохи
является понятие тела. Это связано с развитием механики - главной науки 17-18
вв. ; в свою очередь, такое понимание Б. послужило основой естеств. науч.
представлений о мире в то время. Период классич. науки и философии можно охарактеризовать
как период натуралистически-объективистских концепций Б., где природа рассматривается
вне отношения к ней человека, как нек-рый механизм, действующий сам по себе.
К. Маркс в "Святом семействе" заметил относительно понятия субстанции у нидерл.
философа Б. Спинозы, что это-"... метафизически переряженная природа
в её оторванности от человека... " (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд.,
т. 2, с. 154). В этих словах характеризуется одна из особенностей всего домарксистского
материализма - противопоставление природы человеку, рассмотрение Б. и мышления
сугубо натуралистически. Др. важная особенность концепций Б. в новое время
состоит в том, что для них характерен субстанциальный подход к Б., когда фиксируются
субстанция (неуничтожимый, неизменный субстрат Б., его предельное основание)
и её акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие, изменяемые.
С разными модификациями все эти особенности в понимании Б. обнаруживаются
в филос. системах Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка (Великобритания), Б. Спинозы,
у франц. материалистов, в физике Р. Декарта. Но в метафизике Декарта берёт
начало иной способ истолкования Б., при к-ром Б. определяется на пути рефлективного
анализа сознания (т. е. анализа самосознания) или же на пути осмысления Б.
сквозь призму человеч. существования, Б. культуры, социального Б. Тезис Декарта
(cogito ergo sum - мыслю, следовательно существую) означает: Б. субъекта постигаемо
в акте самопознания. Эту линию развивает нем. философ Г. Лейбниц, к-рый выводит
понятие Б. из внутр. опыта человека, а крайнего выражения она достигает у
англ, философа Дж. Беркли, отрицающего существование материального Б. и выдвигающего
субъективноидеалистическое положение "быть - это значит быть в восприятии".
Не отрицая существования вещей самих по себе, И. Кант рассматривает Б. не
как свойство вещей, а как связку суждения. "... Бытие не есть реальный предикат,
иными словами, оно не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено
к понятию вещи.... В логическом применении оно есть лишь связка в суждении"
(Соч., т. 3, М., 1964, с. 521). Прибавляя к понятию характеристику Б., мы
не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинным Б. является
свободная, чистая деятельность абсолютного Я, а материальное Б. есть продукт
этой деятельности. У Фихте впервые в качестве предмета филос. анализа выступает
Б. культуры, Б., созданное деятельностью человека. Этот тезис развивает Ф.
Шеллинг, согласно к-рому природа, Б. само по себе есть лишь неразвитый, дремлющий
разум, а "свобода является единственным принципом, к которому здесь все возводится,
и в объективном мире мы не усматриваем ничего вне нас существующего, но лишь
внутреннюю ограниченность нашей собственной свободной деятельности" ("Система
трансцендентального идеализма", Л., 1936, с. 65). В системе Г. Гегеля Б. рассматривается
как первая, непосредственная и весьма неопределённая ступень-в восхождении
духа к самому себе, от абстрактного к конкретному: абсолютный дух лишь на
мгновение материализует свою энергию, а в своём дальнейшем движении и деятельности
самопознания он снимает, преодолевает отчуждённость Б. от идеи и возвращается
к самому себе, т. к. сущность Б. составляет идеальное. Для Гегеля подлинное
Б., совпадающее с абсолютным духом, есть не косная, инертная реальность,
а объект деятельности, полный беспокойства, движения и фиксируемый в форме
субъекта, т. е. деятельно. С этим связан и историзм в понимании Б., к-рый
берёт своё начало в нем. классич. идеализме. Правда, история и практика здесь
оказываются производными от духовной деятельности. Установка на рассмотрение
Б. как продукта деятельности духа характерна и для бурж. философии конца 19
- начала 20 вв. При этом поновому истолковывается само Б. Осн. тенденция в
развитии представлений о Б. совпадает с тенденцией развития науч. знания,
к-рое преодолевает как натуралистически-объективистскую трактовку Б., так
и субстанциальный подход к нему. Это выражается, в частности, в широком проникновении
в науч. мышление таких категорий, как функция, отношение, система и т. д.
Это движение науки во многом было подготовлено критикой представлений о Б.
как субстанции, осуществлённой в гносеологии (напр., в работах нем. философа-неокантианца
Э. Кассирера). В ряде филос. концепций акцент делается на специфич. форме
Б. - человеч. существовании. У нем. философа Ф. Ницше, напр., понятие Б. толкуется
как обобщение понятия жизни. Ещё более резко этот тезис проводится в философии
жизни
нем. философа В. Дильтея, для к-рого подлинное Б. совпадает с целостностью
жизни, постигаемой науками о духе. Нем. философ Г. Риккерт, как и всё неокантианство,
различает чувственнореальное и ирреальное Б. ; если естествознание имеет
дело с реальным Б., то философия - с миром ценностей, т. е. Б., к-рое предполагает
долженствование. Для феноменологии нем. мыслителя Э. Гуссерля характерно
проведение различия между реальным и идеальным Б. Первое является внешним,
фактичным, временным, а второе - мир чистых сущностей (эйдосов), обладающих
подлинной очевидностью. Задача феноменологии в том, чтобы определить смысл
Б., осуществить редукцию всех натуралистически-объективистских установок и
повернуть сознание от индивидуальнофактич. Б. к миру сущностей. Б. коррелятивно
акту переживания, сознанию, которое интенционально, т. е. направлено на Б.,
влечётся к Б. Центр, пунктом феноменологии является изучение сопряжённости
Б. и сознания. Нем. философ Н. Гартман, противопоставляя материальное Б. как
преходящее, эмпирическое идеальному Б. как надыстори-ческому, проводит различие
между способами их познания. Сообразно этому он понимает онтологию как науку
о сущем, к-рое состоит из различных слоев Б. - неорганического, органического,
духовного. В концепции нем. экзистенциалиста М. Хайдеггера критикуется традиц.
подход к Б., основанный на рассмотрении Б. как сущего, субстанции, как чего-то
изине данного и противоположного субъекту. Для самого Хайдеггера проблема
Б. имеет смысл лишь как проблема человеч. Б., проблема предельных оснований
человеч. существования; самым важным выражением общечеловеч. способа Б. является
страх перед ничто. Франц. экзистенциалист Ж. П. Сартр, противопоставляя
Б. в себе и Б. для себя, разграничивает материальное Б. и чело-веч. Б. Первое
есть для него что-то косное, выступающее только как препятствие, вообще неподвластное
человеческому действию и познанию. "В каждое мгновение мы испытываем материальную
реальность как угрозу нашей жизни, как сопротивление нашему труду, как границу
нашего познания, а также как уже используемое или возможное орудие" (Sartre
J. Р., Critique de la raison dialectique, v. 1, P., 1960, p. 247). Осн. характеристики
человеч. Б. - свободный выбор возможностей: "... быть для человека - значит
выбирать себя... " (Sartre J. P., L'Etre
et le neant, P., 1960, p. 516). Экзистенциализм
отвергает правомерность рассмотрения Б. как такового, Б. чего-то объективного.
Б. оказывается в экзистенциализме инструментальным полем или горизонтом возможностей,
в пределах к-рого существует и развивается человеч. свобода. В марксистской
философии проблема Б. анализируется в двух направлениях. Прежде всего Б. рассматривается
как материя, как объект науки. При этом плане анализа обращается внимание
на вычленение различных сфер Б. ; главными среди них являются неорганическая
и органич. природа, биосфера и общественное Б. Второе направление в анализе
Б. связано с рассмотрением обществ. Б. В этом плане анализа исходным пунктом
диалектич. материализма является практика, рассмотрение Б. как исторического
Б., как результата социальной практич. деятельности. В отличие от метафизич.
материализма, к-рый фиксирует Б. в форме объекта, как мир слепых, автоматически
действующих законов, марксизм отстаивает историч. концепцию Б., видя в нём
совокупную живую, чувственную деятельность индивидов. Причём Б. понимается
как реальный процесс жизни людей, как "... производство самой материальной
жизни" (М арке К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 26). Обществ. Б. отнюдь
не сводится марксизмом к совокупности экономич. отношений, как это делает
экономич. материализм. "... Напротив (материалисты), марксисты были первыми
социалистами, выдвинувшими вопрос о необходимости анализа не одной экономической,
а всех сторон общественной жизни... " (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд.,
т. 1, с. 161). Б. - это мир культуры, теоретически и практически освоенной
природы. Человек осваивает прежнюю культуру и выражает себя в создаваемых
им самим предметах культуры. Его сознание направлено на Б., идеально воспроизводит
и созидает его: "Сознание... никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным
бытием..., а бытие людей есть реальный процесс их жизни" (М арке К. и Энгельс
Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 25). В проблеме взаимосвязи природного и социального
Б. диалектич. материализм исходит из первичности природы, из признания существования
природного мира, независимого отсоциальнопрактич. деятельности человека. Ф.
Энгельс писал, что Б. есть предпосылка единства мира, "... ибо сначала мир
должен существовать, прежде чем он может быть единым. Бытие есть вообще открытый
вопрос, начиная с той границы, где прекращается наше поле зрения" (там же,
т. 20, с. 43). Развитие науки позволяет расширить границы познанного и освоенного
мира. В этом смысле обществ. Б., мир культуры выявляет существо и структуру
Б. как такового. Т. о., социальное Б. не обособлено от материи, в нём обнаруживаются
её универсальные законы. В своей деятельности человек реализует те возможности,
которые присущи самому Б., превращает его потенции в действительность.



Лит.: Ленин
В. И., Философские тетради, Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29; его же, Материализм
и эмпириокритицизм, там же, т. 18; П л е х а н о в Г. В., О материалистическом
понимании истории, Избр. философские произв., т. 2, М., 1956; Ильенков Э.
В., Вопрос о тождестве мышления и бытия в домарксистской философии, в кн.
: Диалектика - теория познания. Историкофилософские очерки, М., 1964; Глезерман
Г. Е., К вопросу о понятии "общественное бытие", "Вопросы философии", 1958,
№ 5; К е л л е В. Ж. и К о-вальзон М. Я., Исторический материализм, М., 1962;
Heidegger M., Sein und Zeit, Halle, 1929; Hartmann N.. Zur Grundlegung der Ontologie, 2 Aufl., Meisenheim, 1941. А.
П. Огурцов.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я