БЫЛИНЫ

БЫЛИНЫ эпические
песни, сложенные народом в Древней Руси и отразившие историч. действительность
гл. обр. 11 - 16 вв. В процессе многовекового развития Б. изменялись, впитывали
события позднейшего времени, а иногда и события более ранней эпохи. Былинные
богатства были обнаружены в районах Заонежья, Пи-неги, Мезени, Печоры, побережья
Белого моря. С конца 18 в. Б. привлекали внимание писателей и учёных, как
высокохудожественные памятники нар. творчества. В центре Б. - образы богатырей,
наделённых высокими моральными качествами, самоотверженно преданных Родине.
"Садко". Рис. К. В. Лебедева. 1903. В образе любимого богатыря Ильи Муромца
народ создал поэтич. биографию крест, сына с его спокойной уверенностью
в себе и чуждой аффектации силой. Он стоит во главе богатырской заставы, преграждающей
путь врагам (эта тема формировалась ещё в условиях монг. нашествия). Столь
же поэтичны образы и др. богатырей, охраняющих родную землю,- Добрыни Никитича
и Алёши Поповича. Тема защиты Родины закономерно слита в Б. с темой
нар. жизни и труда. Так, первый подвиг, к-рый совершил Илья Муромец после
исцеления, это корчёвка пней и расчистка поля для пашни. В Б. о Вольге и Микуле
Селяниновиче
отразилась извечная мечта трудового народа о лёгкой пахоте,
о труде, обеспечивающем жизнь. Одновременно возникали Б., запечатлевшие обществ,
и семейный быт народа (гл. обр. новгородские). Наиболее значительны из них
- "Садко", "Василий Буслаев", сохранившие зарисовки быта ср. -век. города.
Особую группу представляют т. н. скоморошины ("Вавила и скоморохи", "Небылица",
"Птицы", "О большом быке"). Искусство нар. певцов-сказителей, передававших
Б. из уст в уста, из поколения в поколение, умножало разнообразие и богатство
былинных персонажей. Величие образов, отражение особенностей духовного склада
народа, его нравственных идеалов, патриотич. содержание Б. высоко ценили рус.
писатели, композиторы, художники 19 - нач. 20 вв. (Н. А. Римский-Корсаков,
В. М. Васнецов, И. Е. Репин и др. ). Поэтика Б. богата и разнообразна. Для
характеристики былинного персонажа народ часто пользуется гиперболой. "Троичность"
повествования - один из гл. приёмов изображения подвигов, подчёркивающий их
значительность. "Илья Муромец". Рис. М. В. Нестерова. 1887. Для поэтики Б.
характерны постоянные эпитеты, сравнения, параллелизмы. Стих отличается чётким
и богатым ритмом, одинаковым количеством ударений в строке. К сер. 20 в. Б.
почти исчезают из устного репертуара народа и продолжают свою лит. жизнь лишь
в книге. См. Народное творчество, Былинный стих. В 60-80-х гг. 18 в.
был составлен первый сб. Б., имеющий научное значение (Кирша Данилов, "Древние
российские стихотворения", опубл. 1804). Собирателями Б. в 19-20 вв. были
П. В. Киреевский, П. Н. Рыбников, А. Ф. Гиль-фердинг, А. В. Марков, А. Д.
Григорьев, Н. Е. Ончуков и др. Изучение Б. начато В. Г. Белинским (в статьях
1841) и продолжено демократич. критикой 60-х гг. Связи Б. с историч. действительностью
легли в основу трудов т. н. исторической школы во главе с В. Ф. Миллером.
Основы совр. понимания Б. заложил в нач. 20 в. М. Горький в статьях о лит-ре
и фольклоре. Он рассматривал Б. как эпос трудового народа, подчёркивая его
коллективное начало, его реалистич. основу н высокие художеств, достоинства.
Основные сборники былин: Данилов Кирша, Древние российские стихотворения,
М. - Л., 1958; Песни, собранные П. Н. Рыбниковым, 2 изд., т. 1-3, М., 1909-10;
Песни, собранные П. В. Киреевским, 2 изд.. ч. 1, в. 1 - 4, М., 1868-79; ч.
2-3, в. 5-10, М., 1864-70; Гильфердинг А. Ф., Онежские былины, записанные
летом 1871 года, 4 изд., т. 1-3, М. - Л., 1949-51; Марков А. В., Беломорские
былины, М., 1901; Былины новой и недавней записи из разных местностей России,
под ред. В. Ф. Миллера, М., 1908; Былины Севера. Записи А. М. Астаховой, т.
1, М. -Л., 1938; т. 2, М. -Л., 1951; Крюкова М. С., Былины, т. 1-2, М., 1939
- 41 (Гос. литературный музей. Летописи, кн. 6, 8); Былины Пудож-ского края,
подготовка текстов Г. Н. Пари-ловой и А. Д. Соймонова, Петрозаводск, 1941;
Онежские былины, под ред. Ю. М. Соколова и В. И. Чичерова, М., 1948 (Гос.
литературный музей. Летописи, кн. 13); У х о в П. Д., Былины, М., 1957; Пропп
В. Я. и Путилов Б. Н., Былины, т. 1-2, М., 1958. Исследования: Белинский В.
Г., Поли. собр. соч., т. 5, М., 1954; Добролюбов Н. А., О степени участия
народности в развитии русской литературы. Соч., т. 1, М., 1962; В е с е л
о в-с к и и А. Н., Южнорусские былины, [т. ] 1-2, СПБ, 1881; [т. ] 3-11, СПБ,
1884; М. Горький о литературе, М., 1955; Лихачев Д. С., Возникновение русской
литературы, М. - Л., 1952; Астахова А. М., Русский былинный эпос на Севере,
Петрозаводск, 1948; её же, Былины. Итоги и проблемы изучения, М. - Л., 1966;
Пропп В. Я., Русский героический эпос, М., 1958; Жданов И. Н., Русский былинный
эпос, СПБ, 1895; С к а ф т ы-мов А. П., Поэтика и генезис былин. Очерки, Саратов,
1924; его же, Статьи о русской литературе, Саратов, 1958.



А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я