"БУРЯ И НАТИСК"

"БУРЯ И НАТИСК" ("Sturm und Drang"), лит. движение в Германии 70-х гг. 18
в., получившее назв. по одноим. драме Ф. М. Клингера. Творчество писателей "Б.
и н. " отразило рост антифеод, настроений, проникнуто духом мятежного бунтарства
(И. В. Гёте, Клингер, И. А. Лейзевиц, Я. М. Р. Ленд, Г. Л. Вагнер, Г. А. Бюргер,
К. Ф. Д. Шубарт, И. Г. Фосс). Это движение, многим обязанное руссоизму, объявило
войну аристократич. культуре. В противовес классицизму с его догматич. нормами,
а также манерности рококо, "бурные гении" выдвинули идею "характерного иск-ва",
самобытного во всех своих проявлениях; они требовали от лит-ры изображения ярких,
сильных страстей, характеров, не сломленных деспотич. режимом. Гл. областью
творчества писателей "Б. и п. " была драматургия. Они стремились утвердить боевой
третьесословный театр, активно воздействующий на обществ, жизнь, а также новый
драматургич. стиль, гл. признаком к-рого становится эмоциональная насыщенность,
лиризм. Сделав предметом художеств, изображения внутр. мир человека, они вырабатывают
новые приёмы индивидуализации характеров, создают лирически окрашенный, патетический
и образный язык. Решающее значение в становлении эстетики "Б. и н"имели мысли
И. Г. Гердера о нац. своеобразии искусства и его нар. корнях; о роли фантазии
и эмоц. начала. "Б. и н. " - новый этап в развитии нем. и общеевроп. Просвещения.
Продолжая в новых условиях демократич. традиции Г. Э. Лессинга, опираясь на
теорию Д. Дидро и Л. С. Мерсье, "бурные гении" способствовали подъёму нац. самосознания,
сыграли выдающуюся роль в формировании нац. нем. лит-ры, открыв ей живую стихию
нар. творчества, обогатив её новым, демократическим содержанием, новыми художественными
средствами. Хотя политическая слабость немецкого бюргерства привела к кризису
"Б. и н. " уже во 2-й половине 1770-х гг., однако в начале 80-х гг. 18 в. мятежные
настроения "бурных гениев" с новой силой возрождаются в трагедиях молодого Ф.
Шиллера, приобретая отчётливую политич. окраску. Изд. : Sturm und Drang. Ein Lesebuch fur unsere Zeit, Weimar, 1957;
Sturm und Drang. Dramatishe Schriften, Bd 1 - 2. В.
- Hdlb., [1959 - 60]; в рус. пер., в кн. : Хрестоматия по западноевропейской
литературе, [т. 3], М., 1938, с. 544-604. Лит,: Сильман Т., Драматургия
эпохи "Бури и натиска", в кн. : Ранний буржуазный реализм. Сб. ст., Л., 1936;
Либинзон 3. Е., Литературноэстетические взгляды писателей периода "Бури и натиска",
"Уч. зап. Горьковского пед. нн-та", 195S, т. 23; Неу строев В. П., Немецкая
литература эпохи Просвещения, М., 1958; Braemer E., Goethes Prometheus und die
Grundpositionen des Sturm und Drang, Weimar, 1959. Л. Е. Гении.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я