БУРИЛЬНЫЙ МОЛОТОК

БУРИЛЬНЫЙ МОЛОТОК перфоратор, машина ударного действия дл) бурения шпуров
(реже скважин). Б. м. как правило,-пневматич. машина; реж! применяются
мотоперфораторы с бензи новым двигателем. В первых Б. м. (сер 19 в. ) бур
совершал движения вместе < поршнем (т. н. поршневые перфораторы)
В дальнейшем они были заменены Б. м молоткового типа, в к-рых поршень нано
сит удары по хвостовику бура с закреп ленной на нём породоразрушающей бу
ровой коронкой (см. Коронка буровая) к-рая при каждом обратном ходе
поршн; поворачивается на 10-15° (вращение о поршня буру передаётся через
поворот ный механизм). Разработаны Б. м. с не зависимым вращением, в к-рых
бур вра щается от спец. пневмодвигателя. Движе ние поршня регулируется
воздухорас пределит. устройством, обеспечивающш последоват. подачу порций
воздуха i переднюю и заднюю полости цилиндра Разрушенная порода удаляется
из шпур; водой или сжатым воздухом. Б. м. делятся на: ручные (лёгкие средние
и тяжёлые) массой 10-30 кг к-рые при работе бурильщик держит : руках
или устанавливает на пневмоподдержках, колонковые массой 50-70 кг, устанавливаемые
на буравы каретки или на колонки с автоподатчиками, и телескопные
массой 30-40 кг для бурения шпуров, направ ленных вверх. Б. м. характеризуется
энергией единич ного удара А = mv2/2 (т - масса
порш ня, v - предударная скорость), число ударов в минуту я, расходом
воздуха i массой Б. м. Наиболее эффективны Б. м с повыш. энергией единичного
удара и п до 2000 ударов в 1 мин. Высокочастот ные Б. м.
с п св. 2500 ударов в 1 мин из-за чрезмерного уровня шума (до 120
дб и высоких вибраций применяются толью при их установке на буровых
каретка: или манипуляторах. Для уменьшена вредного действия вибраций
и шума н: бурильщиков разработаны виброгасящ" рукоятки и глушители. Лит.:
Техника бурения при разработк месторождений полезных ископаемых, М.
1966; Пневматические ручные машины, Спра вочник, Л., 1968. Б. Н. Кутузов

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я