БРУНЕЛЛЕСКИ

БРУНЕЛЛЕСКИ Брунеллеско (Brunelleschi, Brunellesco) Филиппе (1377, Флоренция,-15.
4. 1446, там же), итальянский архитектор, скульптор и учёный. Сын нотариуса.
Учился и работал во Флоренции, ок. 1402-09 изучал в Риме антич. архитектуру.
В 1401, участвуя в конкурсе скульпторов (выигранном Л. Гиберти), Б.
выполнил бронзовый рельеф "Принесение в жертву Исаака" (Нац. музей, Флоренция)
для дверей флорентийского баптистерия. Этот рельеф, выделявшийся реалистич.
новаторством, оригинальностью и свободой композиции, явился одним из первых
шедевров ренессансной скульптуры. Ок. 1409 Б. создал деревянное "распятие"
в церкви' Санта-Мария Новелла. В дальнейшем Б. работал как архитектор,
инженер и математик, став одним из основоположников архитектуры Возрождения
и создателей науч. теории перспективы. Грандиозный по тому времени
(диаметром 42 м) 8-гранный купол, возведённый Б. в 1420-36 над хором
флорентийского собора,- первый крупный памятник ренессансного зодчества
и достижение инженерной мысли. Купол был построен без опирающихся на землю
лесов; он состоит из двух оболочек, связанных нервюрами и горизонтальными
кольцами. Возвышаясь над городом, купол, с его устремлённостью и гибким
упругим контуром, определил характерный силуэт Флоренции. В здании воспитательного
дома (Оспедале дельи Инноченти; 1421-44) Б. вынес арочную галерею на фасад,
связав здание с площадью, придав его облику монументальность и вместе с
тем лёгкость и приветливость. В Старой сакристии (ризнице; окончена в 1428)
церкви Сан-Лоренцо Б. впервые создал характерную для Ренессанса ясную и
гармоничную центрич. купольную композицию, структура к-рой образно выражена
заимствованной из античности ордерной системой. Квадратное в плане пространство
перекрыто лёгким зонтичным куполом, лежащим на парусах. В капелле Пацци
(во дворе церкви Санта-Кроче; начата в 1429), с её элегантным коринфским
портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле), особенно наглядно
выражены пространств, свобода, цельность и ясная закономерность композиции;
выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки чётко выражают гармоничное
соотношение опоры и нагрузки. Б. удачно использовал ордер и в базиликальных
церквах Сан-Лоренцо (1422-46) и Санто-Спирито (начата в 1444), разделив
нефы несущими аркаду колоннами и расчленив Пилястрами стены. Стройность
колонн и пилястр усиливается помещёнными над капителями отрезками антаблемента.
Недостроенными остались дворец партии гвельфов (1420-42) и центрическая
(8-гранная изнутри, 16-гранная снаружи) церковь Санта-Мария дельи Анджели
(начата ок. 1434). Б. приписывается также создание мощного, выложенного
из грубо отёсанных блоков дворца Питти (начат в 1440) и более камерного
дворца Пацци-Куаратези (до 1445). Б. много работал и как строитель укреплений
(гл. обр. в Пизе). Гуманизм и поэтичность творчества Б., соразмерность
человеку его построек, жизнеутверждающая сила его образов, сочетание монументальности
и изящества, творческой свободы и научной обоснованности замыслов мастера
определили большое влияние Б. на последующее развитие архитектуры Возрождения.
Илл. см. на вклейке табл. IV (стр. 48-49). Лит.: Филиппе Брунеллески,
М., 1935; Геймюллер Г., Филиппе ди Сер Брунеллеско, пер. с нем., М., 1936;
Brunelleschi, а сига di G. С. Argan, [Mil. ],. 1955; S a n-paolesi P.,
Brunelleschi, Mil., 1963.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я