БРОНЯ

БРОНЯ средство
защиты людей, воен. боевой техники, вооружения, различных оборонит, сооружений
от воздействия снарядов, пуль и поражающих факторов ядерного взрыва. В
воен. технике используется гл. обр. Б. из стали. Осн. требованиями, предъявляемыми
к Б., являются высокая стойкость (сопротивляемость воздействию пуль и снарядов)
и живучесть (способность не разрушаться при многократных попаданиях снарядов).
Стойкость и живучесть обеспечиваются подбором хим. состава стали, технологией
её выплавки, термообработки и всем технологич. процессом изготовления броневых
деталей и изделий из них. По назначению различают Б. противопульную, идущую
на изготовление корпусов бронетранспортёров, лёгких самоходноарт. установок,
плавающих танков и т. п. и защищающую гл. обр. от пуль и осколков снарядов,
и противоснарядную, применяемую на средних и тяжёлых танках, самоходноарт.
установках, кораблях и защищающую от бронебойных, кумулятивных, фугасных
и др. снарядов. По способу производства Б. может быть катаной или литой
(см. Броневая сталь). По конструктивному оформлению различают монолитную
Б., изготовленную из одного листа или выполненную в виде одной целой отливки,
и комбинированную - составную Б. По внутр. строению различают гомогенную
- однородную Б. (рис. 1), имеющую по всему сечению одинаковый хим. состав
и одинаковые механич. свойства, и гетерогенную Б. (рис. 2) - с неоднородными
по сечению свойствами, что достигается за счёт создания по толщине плиты
разного хим. состава. В броневом произ-ве определяющая характеристика -
твёрдость Б. Гомогенная Б. бывает высокой, средней и низкой твёрдости.
Б. высокой твёрдости применяется как противопульная, средней - как противоснарядная
и низкой - как конструкционная, служащая обычно в отд. узлах броневых конструкций
для обеспечения их прочности. Б., кроме стальной, может быть также из алюминиевых
сплавов, пластмассовой или комбинированной из этих материалов. Начало применения
Б. в воен. деле уходит в далёкое прошлое. В 1573 в России был учреждён
Бронный приказ, ведавший изготовлением и снабжением рус. армии бронями,
шлемами и др. снаряжением. С развитием огнестрельного оружия броневая защита
стала применяться в фортификации и в воен. -мор. деле. Первое упоминание
о бронировании судов встречается в описании осады Гибралтара испанцами
и французами в 1782. В 1-й пол. 19 в. броневая защита появилась и в сухопут.
войсках в виде орудийных щитов. С сер. 19 в. стало применяться бронирование
воен. кораблей с помощью броневых плит. В 1880 в Англии освоено произ-во
неоднородных броневых плит: внутр. слой - железный, наружный - стальной
(т. н. сталежелезная Б. ). С 1894 заводы Крупна в Германии изготовляли
стале-никелевые плиты, сопротивление которых было в 2,2 раза больше железных
плит. В начале 20 в. на Ижорском заводе в России инженер П. К. Незванов
разработал способ изготовления палубной Б. с высокими вязкими свойствами.
В 1898-1911 корабельная Б. изготовлялась на Обуховском з-де и по снарядо-стойкости
превосходила иностранную. В нач. 20 в. Б. стала применяться на автомобилях
и бронепоездах, а с 1916 - при произ-ве танков. Толщина Б. первых танков
была 8-10 мм, а танков периода 2-й мировой войны - до 200 мм
и выше. Перед 2-й мировой войной Б. стала применяться и на самолётах.
В годы Великой Отечественной войны и после неё в СССР создана броневая
сталь новых марок. Лит.: Антонов А. С., М а г и д о в н ч Е. И.,
Артамонов Б. А., Танк, М., 1947; Бирюков В. С.. Применение брони в военном
деле, М., 1961.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я