БРЕНТАНО

БРЕНТАНО (Brentano) Франц (16. 1. 1838, Мариенберг,- 17. 3. 1917, Цюрих), немецкий
философ, непосредств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля.
Начав деятельность в качестве като-лич. священника, был затем проф. философии
в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Исходным пунктом философии Б. является
проведение резкой границы между физич. и психич. феноменами. Родовым
признаком, общим для всех психич. феноменов, является, по Б., их интенциональность:
сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному или нереальному)-я
ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объект как таковой не интенционален:
он есть в себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является
задачей психологии, к-рая делится Б. на дескриптивную (описывающую те последние
элементы, из к-рых строится целостное сознание, и создающую их классификацию)
и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются явления сознания).
Из идеи дескриптивной психологии (философской, по существу, дисциплины)
и выросла позднее феноменология. В связи с идеалистически толкуемым учением
о предметности сознания находится и концепция истины Б. В основе понятия
истины лежит, по Б., переживание очевидности, к-рая сама по себе далее
неопределима. Расчленив все суждения на три класса - суждения восприятия,
суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждает, что непосредств. очевидностью
обладают только суждения внутр. восприятия и аксиомы. Проблема истины -
это проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значении внутр. опыта.
Т. к., по Б., предметами внутр. опыта и, следовательно, предметами непосредств.
восприятия являются только психич. феномены, то с очевидностью можно говорить
о существовании лишь этих последних; о внешнем мире, по Б., можно говорить
лишь с известной вероятностью. Взгляды Б. не получили законченного систематич.
изложения. Идеализм Б. прошёл путь от субъективного к объективному; резко
критикуя априоризм Канта, сам Б. в то же время был не столь далёк от его
позиции, допуская существование априорных аподиктич. суждений. Наиболее
противоречивым и неясным в концепции Б. оказалось понятие очевидности;
оно и стало гл. пунктом критики этой концепции. Выступив в эпоху популярности
лозунга "назад к Канту!", Б. обратился к докантовской философии, прежде
всего - к схоластически интерпретированному Аристотелю, но с учётом достижений
нем. классич. идеализма. Этот сложный синтез положил начало изменениям
в трактовке предмета философии, характерным для ряда направлений совр.
бурж. философии, в к-рых субъект и его внутр. мир были сделаны гл. предметом
филос. анализа. Учение об интенциональности было воспринято К. Штумпфом,
Э. Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером.
Логич. концепция и работы Б. в области критики языка нашли продолжение
в совр. эмпиризме, особенно в аналитической философии. Значительным
было влияние Б. и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы).
Соч. : Psychologic vom empirischen Stand-punkt, Hamb., 1955; Vom Ursprung
sittlicher Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und Aufbau der Ethik, Bern,
1952. Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной
буржуазной философии, Тб., 1960; К a s t i 1 A., Die Philosophie F. Brentanos.
Eine Einfuhrung in seine Lehre, Munch., 1951; Cruz H. M., Fr. Brentano,
Salamanca, 1953; Bergmann G., Realism. A critique of Brentano and Meinong,
Madison -[a. o. L 1967 (библ. ). Э. Г. Юдин.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я