БРАТСТВА

БРАТСТВА украинские
и белорусские национально-религиозные общественные организации 15-18 вв. Создавались
при православных церквах на терр. Украины, Белоруссии, части Литвы для борьбы
против нац. угнетения и насильственного окатоличивания русских, украинцев
и белоруссов православного вероисповедания. Возникли Б. ещё в 15 в. (старейшие
во Львове и в Вильно), в Каменец-Подольске и Рогатине - в 1589, в Могилёве
- в 1590, в Бресте - в 1591, в Пе-ремышле - в 1592, и др. Б. были основаны
на демократич. принципах. Их членом мог быть каждый, кто вносил взнос на общие
расходы. Основную массу "братчиков" составляли горожане, однако, кроме них,
в Б. входили представители духовенства, шляхты и крестьян. В 1620 в Киево-Богоявленское
Б. вписалось всё запорожское войско во главе с гетманом Сагайдачным. Их
организационные формы напоминали средневековые городские цехи. Б. имели свои
уставы. Боролись за право ставропигии, т. е. за независимость от местного
духовного начальства и подчинение непосредственно патриарху. Б. выступали
против иезуитской пропаганды и насаждения католичества и униатства на Украине
и в Белоруссии, боролись за национальнокультурную независимость укр. и белорус,
народов, поддерживали связи с Россией, Молдавией, юж. славянами; вели большую
культурнопросветит. деятельность, открывали братские школы, типографии. Вокруг
школ собирались культурные силы. На базе школы Киевского Б. в 1632 была создана
Киево-Могилянская коллегия (позднее академия). Из братских школ вышел ряд
писателей, учёных, политич. деятелей, деятелей просвещения, книгопечатания,
искусств, к-рые содействовали укреплению связей укр. и белорус, народов с
рус. народом (напр., Иов Борецкий, Лаврентий Зизаний, Памва Берында, Захарий
Копыстенский, Епифаний Славинецкий и др. ). Во 2-й пол. 17-18 вв., в связи
с дальнейшим укреплением феод, отношений, роль Б. в обществ-политич. жизни
ослабевает. В Галиции на Правобережье Днепра они попадают под влияние духовенства,
на Левобережье выполняют преимущественно религиознобытовые функции. Б., существовавшие
при некоторых сел. и гор. церквах в 19 в., уже не занимались общественнополитич.
и культурной деятельностью, хотя и сохраняли нек-рые обряды и обычаи, присущие
прежним Б. В кон. 19 - нач. 20 вв. нек-рые деятели православной церкви создавали
клерикальные организации, не имевшие ничего общего, кроме названия, с прежними
Б., хотя и ссылавшиеся на их традиции. Лит.: Гу с л и с т и и К., Нариси
з icTopii' Украши, в. 3- Визвольна боротьба украинского народу против шляхетсько!
Полыщ в друпй половиш XVI i в пер-нпй половин! XVII ст., К., 1941; I с а е
в и ч Я. Д., Братства та 1х роль в розвитку украшсько! культури XVI-XVIII
ст., К., 1966; Ефименко А., Южнорусские братства, в её кн. : Южная Русь, т.
1, СПБ. 1905. К. Г. Гуслистый.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я