БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ

БОРЬБА ЗА СУЩЕСТВОВАНИЕ (биол.),
метафорич. выражение, предложенное Ч. Даренном (1859) для определения
активности организма, направленной на сохранение жизни и обеспечение существования
потомства. Понятие Б. за с. тесно связано с естественным отбором. В
самом
общем виде Б. за с. вытекает из несоответствия между высокой способностью
организмов к размножению и предельными размерами пространства, запасов
пищи, воды и т. д., необходимых для нормального существования организмов
любого вида. Так, по подсчётам Дарвина, при условии выживания и размножения
всех появившихся на свет детёнышей, пара слонов - одного из самых медленно
размножающихся млекопитающих - через 750 лет оставила бы 19 млн. потомков.
Одна диатомовая водоросль при беспрепятственном размножении могла бы в
течение полутора суток покрыть плёнкой всю поверхность Земли. Однако эта
потенциальная способность к размножению никогда в природе не реализуется
полностью. Б. ч. появляющихся особей не доживает до взрослого состояния
и гибнет в процессе прямой или косвенной Б. за с.- либо под действием неблагоприятных
климатич. и иных абиотических факторов среды (конституциональная
Б. за с.), либо в борьбе с представителями др. видов (межвидовая Б. за
с.), либо в борьбе с особями своего вида (внутривидовая Б. за с.). Конституциональная
и межвидовая Б. за с. сами по себе являются лишь уничтожающими факторами.
Только внутривидовая борьба ведёт к созданию новых форм организации. При
описании процессов внутривидовой Б. за с. часто пользуются понятием соревнование.
Результатом соревнования разнородных особей данного вида в борьбе за жизнь
и размножение служит избирательная элиминация (уничтожение); общая
элиминация, или случайная истребляемость, индивидуальная элиминация (включающая
прямую элиминацию физич. факторами, биол. факторами и косвенную элиминацию
физиол. факторами; последняя сводится к переживанию менее истощённых особей),
семейная элиминация и групповая. В эволюции особое значение имеет соединение
индивидуальной и групповой элиминации. Элиминация принимает избирательный
характер только через соревнование, к-рое может быть внутригрупповым (индивидуальным
активным и пассивным), межсемейным и межгрупповым (И. И. Шмальгаузен).
Внутривидовая Б. за с. проявляется в соревновании между особями данного
вида при столкновении их с любыми врагами и вредными влияниями, в соревновании
при использовании пищи и других жизненно необходимых факторов (свет, вода
и т. д.) и в соревновании в средствах более эффективной защиты жизни и
потомства. Межвидовая Б. за с. может протекать непосредственно между хищником
и жертвой, а также между особями разных, порой очень далёких видов: травоядные
млекопитающие и травоядные насекомые (напр., саранча, кузнечики) соревнуются,
"борются" за пищу.


В понятие Б. за с. входят, по определению
Дарвина, все формы взаимоотношений между организмами, а не только конкурентные
отношения борьбы в узком смысле этого слова. Со времён Дарвина подчёркивается
большее значение для сохранения жизни и оставления потомства биотич. условий
(т. е. жизнедеятельности др. существ, с к-рыми данный организм связан пищевыми
и любыми иными отношениями), чем абиотических.


Вульгаризаторски трактуя Б. за с. в природе
и произвольно перенося её закономерности на обществ. жизнь, нек-рые бурж.
социологи и экономисты выдвинули концепцию социал-дарвинизма, подвергнутую
резкой критике Ф. Энгельсом (см. "Анти-Дюринг", 1966, с. 64-66). Методологич.
ошибка социал-дарвинистов заключается в попытке свести закономерности социальные
до уровня биологических. Показав вслед за Б. Франклином и К. Линнеем существование
в природе стремления к размножению в геом. прогрессии, Дарвин фактически
опроверг осн. идею англ, экономиста Т. Р. Мальтуса (см. Мальтузианство)
о
якобы существующем несоответствии между размножением человека (в геом.
прогрессии) и средств к существованию (в арифметич. прогрессии), на что
специально обратил внимание К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч.,
2 изд., т. 26, ч. 2, с. 127).


Понятие Б. за с.,выдвинутое Дарвином, имело
важнейшее значение, отразив на уровне естествознания 19 в. внутреннюю движущую
силу эволюции и послужив Дарвину одной из важнейших исходных посылок при
создании теории развития органич. мира. Сопоставив наличие в природе Б.
за с. с наблюдаемой разно-качественностью особей внутри любого вида, Дарвин
пришёл к выводу, что естественный отбор - осн. движущий фактор эволюц.
процесса. Тем самым учение об эволюции было поставлено на материалистич.
естественноисторич. основу. Оставаясь широким обобщающим понятием, Б. за
с. при конкретном изучении распадается на ряд явлений, связанных • с изучением
биогеоценотич. отношений на уровне популяций, видов, биоценозов,
отношений
между организмами и абиотич. факторами среды и т. д. Во всех случаях Б.
за с. ведёт к сравнит, оценке особей определённой популяции в условиях
конкретного биогеоценоза, к избирательной элиминации и естественному
отбору.


Лит.; Дарвин Ч., Происхождение видов
путём естественного отбора или сохранение благоприятствуемых пород в борьбе
за жизнь. Соч., т. 3, М.- Л., 1939; Шмальгаузен И. И., Проблемы дарвинизма,
М., 1946; История эволюционных учений в биологии, М.- Л., 1966. А.В.Яблоков.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я