БОРОДИН

БОРОДИН Александр Парфеньевич [28.9(10.10).1848,
Петербург,- 26.3(7.4). 1898], русский инженер и учёный в области ж.-д.
транспорта, один из основоположников паровозостроения в России. После окончания
в Петербурге Техноло-гич. ин-та (1870) и Ин-та путей сообщения (1872) работал
на руководящих инженерных должностях Ряжско-Вяземской (до 1877), Киево-Брестской
(1877-78), Юго-Западной (1878-96) и Московско-Виндаво-Рыбинской (1896-98)
ж. д.

А. Е. Боровых.

Ал. Парфеньевич Бородин.

Ал. Порфирьевич Бородин.

Г. С. Борткевнч.


В 90-х гг. 19 в., когда в России осуществлялось
усиленное ж.-д. стр-во, науч. работы Б. оказали существенное влияние на
развитие техники ж.-д. транспорта. В 1880-82 на базе Киевских мастерских
Юго-Западной ж. д. Б. создал первую в мире стационарную лабораторию по
испытанию паровозов. Аналогич. лаборатория была построена в США лишь 9
лет спустя. Б. проведены крупные теоретич. и экспериментальные работы в
области создания локомотивных паровых машин с двойным расширением пара.
По инициативе Б. был построен первый быстроходный 4-цилиндровый паровоз
системы тандем-компаунд; в 1896 Б. выдвинул идею применения конденсации
пара на паровозах. Им был внесён ряд предложений по унификации локомотивного
и вагонного парка, а также автотормозов; предложены рациональные схемы
размещения пунктов водоснабжения на ж. д. Б. был бессменным председателем
съездов инженеров службы тяги ж. д. России. Активно участвовал в работах
Рус. технич. общества. Б.- один из основателей журн. "Инженер" (1882),
издававшегося в Киеве, а с 1889 - его гл. редактор. Рус. технич. об-во
в 1897 учредило золотую медаль им. Бородина за лучшие изобретения и исследования
в области ж-.-д. транспорта.


Лит.: Ж и т к о в С. М., Биографин
инженеров
путей сообщения, в. 3, СПБ, 1902; Романов В., Ткаченко Ф., Бородин Александр
Парфеньевнч, М., 1949.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я