БОРОВИКОВСКИЙ

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич [24.7(4.8).
1757, Миргород, - 6(18).4. 1825, Петербург], русский и украинский художник-портретист.
До 1788 жил в

В. Л. Боровиковский. Портрет работы
И. В. Бугаевского-Благодарного. 1824. Третьяковская галерея. Москва.



Миргороде, учился у отца и дяди - иконописцев,
исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям укр. иск-ва
допетровского времени. С кон. 1788 - в Петербурге, где пользовался вначале
советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у И. Б. Лампи. На
мировоззрение и эстетич. взгляды Б. оказала также влияние близость с В.
В. Капнистом, Г. Р. Державиным и особенно Н. А. Львовым.
В
нач. 1790-х гг. наряду с композициями на религ. сюжеты стал писать миниатюры
(портрет В. В. Капниста, Рус. музей, Ленинград) и гл. обр. близкие к ним
по характеру исполнения интимные портреты ("Лизынька и Дашинька", 1794,
"Торжковская крестьянка Христиния", ок. 1795,- оба в Третьяковской гал.).
За портреты в 1795 получил звание академика, а в 1802-советника петерб.
АХ. Со 2-й пол. 1790-х гг. в портретах Б. находят яркое выражение черты
сентиментализма.
Б.
разрабатывает в противовес официальному сословному портрету тип изображения
"частного" человека с его простыми, естеств. чувствами, проявляющимися
наиболее полно вдали от "света", на лоне природы. Нежный, блёклый колорит,
лёгкое, прозрачное письмо, плавные, мелодичные ритмы создают лирич. атмосферу
мечтательной элегичности. Образы Б., особенно в женских портретах, при
всём различии свежо и живо схваченного индивидуального облика модели, отмечены
общностью идиллич. настроения. Б. пишет своих персонажей (портреты М. И.
Лопухиной, 1797, Третьяковская галерея, В. И. Арсеньевен, 1795, Рус. музей)
в лёгком повороте, со склонённой головой, погружёнными в нежную задумчивость
на фоне окутанного дымкой паркового пейзажа. Рус. императрицу ("Екатерина
II на прогулке в Царскосельском парке", 1794, Третьяковская гал.; вариант
нач. 19 в.- Рус. музей) Б. изобразил идущей по аллее, в салопе и с левреткой.
С нач. 19 в. в работах Б. (особенно в парадных портретах А. Б. Куракина,
1801-02, Третьяковская гал., Павла I, 1800, Рус. музей) характеристика
становится всё более прозаической, а живописная манера (под влиянием классицизма)
-
энергичной и чёткой [портрет неизвестной в тюрбане (вероятно, писательница
А. Л. Ж. де Сталь), 1812, Третьяковская гал.]. Илл. см. на вклейке к стр.
600.


Лит.: Архангельская А. И., Боровиковский,
[М.], 1946; Алексеева Т. В., Боровиковский, М., 1960.

А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я